Как чтение книг и библиотека могут помочь в противостоянии террористическим угрозам? Ведь здесь же полная тишина. Идиллия?..
С этим готова поспорить зам директора по методической работе «Централизованной библиотечной системы города Коврова» (ЦБС) Елена Владимировна Шиленко. В интервью с GK она рассказывает, о том, как книга может стать «тренажером» для психики и дать модель поведения в кризисной ситуации.

Наш разговор проходил в читальном зале ЦБС. Именно здесь регулярно проводятся встречи, беседы и семинары с ковровскими школьниками и учащимися колледжей по тематике «Антитеррор».
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
- «Если за последний год телефонные террористы нас «минировали» трижды, значит, чем-то наше учреждение беспокоит людей с девиантным поведением. Ну, а для нас ситуации, при которых необходимо проводить эвакуацию или предоставлять читальный зал для осмотра сотрудникам со служебными собаками, — это практика и тренировка. Ведь одно из направлений в нашей работе – объяснять нашим юным читателям, как правильно вести себя подобных экстремальных ситуациях».
Библиотекари видят в художественной литературе не просто сборник историй, а «учебник жизни». В каждой книге есть конфликт, и на примере поступков героев можно разбирать, как человек ведет себя в экстремальных обстоятельствах.
Елена Владимировна рассказывает:
- «Читая о вымышленных, но правдоподобных трагедиях, дети и подростки косвенно переживают их и невольно задаются вопросом: «А как бы я поступил на месте героя?». Это формирует в сознании потенциальные модели поведения, которые в реальной критической ситуации могут сработать на уровне инстинкта».
Действительно, чтение может стать эмоциональной подготовкой. Особенно, если речь идёт о публицистике, посвященной реальным трагедиям. Например, трагедии в Беслане. Елена Владимировна считает:
- «Такие произведения о Беслане вызывают у детей сопереживание и сострадание. Когда ребенок эмоционально вовлекается в историю, он «примеряет» ее на себя. Это помогает ему осознать серьезность угрозы не через сухую инструкцию, а через прожитый опыт». Трагедии в Беслане мы регулярно посвящаем уроки памяти. Цель — не напугать, а объяснить ценность жизни и важность бдительности. Это «прививка» от чужой агрессии.
Елена Владимировна, есть ли в работе ЦБС план работы по информированию и просвещению школьников по темам антитеррора?
- «Разумеется. Эта работа проводится в течение всего учебного года, а в летние каникулы у нас проходят тематические встречи. Это комплексные мероприятия, где тема терроризма встроена в общий контекст безопасности (ПДД, поведение на воде, обращение с бытовыми приборами). Детям в доступной форме объясняют, что нельзя брать вещи у незнакомцев, подходить к бесхозным предметам и куда-то идти с чужими людьми».
Помимо бесед (хотя убеждение через слово в библиотеке считают наиболее правильным и эффективным) в ЦБС есть и практические тренировки. Как это ни странно, на первый взгляд, непосредственно в читальном зале школьникам предлагают моделировать ситуации, например, экстренной эвакуации. Для этого имеется даже специальные предметы, что-то вроде уголка безопасности, который Елена Владимировна продемонстрировала.
- «Как я уже отметила, реальные эвакуации по звонкам телефонных террористов или проверки здания с служебными собаками — это не ЧП, а дополнительная практика. И библиотекари, и посетители на собственном опыте отрабатывают алгоритмы действий в условиях, максимально приближенных к реальным».

Но всё-таки в ЦБС убеждены, что главное – заложить в сознание правильные ценности. А практические занятия и эффектные учения – это потом. Елена Владимировна делится:
- «Через обсуждение книг библиотекари воспитывают в детях неприятие насилия, жадности, предательства и других пороков, которые часто лежат в основе преступного поведения. Они не просто говорят «нельзя», а на литературных примерах показывают, почему это нельзя».

И если уж говорить о практической и прагматической стороне дела, то нужно отметить, что библиотека предлагает позитивную альтернативу «брожению по улицам». В последние годы в Коврове много сделано для того, чтобы городские библиотеки из архаичных недружелюбных «храмов» превращались в уютные и притягательные для детей и подростков локации. Это и современная мебель, и интерактивные стенды, и возможность просмотра видео на больших экранах.

Не секрет, что большинство работников библиотек – это люди поколения «Х», которым порой непросто найти общий язык с молодыми «Z» из-за отсутствия навыка использования гаджетов. Но в ЦБС уверяют, что это не так:
- «Нам сослужил хорошую службу коронавирусный локдаун. Переход на удалёнку заставил всех сотрудников, даже сильно возрастных, освоить мессенджеры. Мы не только освоили интернет, но и научились пользоваться, подружились с ним. Это действительно удобно. Социальные сети могут стать хорошим помощником, если знать правильные ссылки».
Кстати, правильная ссылка на ВК-группа ковровского ЦБС здесь.
Таким образом, тишина библиотечных залов — это обманчивая «идиллия». За ней скрывается напряженная работа по созданию мысленного «иммунитета» у подрастающего поколения. Библиотека через книгу и живую работу не готовит детей к конкретному теракту, а формирует психологически устойчивую, ценностно ориентированную личность, способную не поддаться панике, проявить бдительность и сделать осознанный выбор в самой критической ситуации. Это и есть главный вклад в противостояние любым угрозам.
Фото: Дмитрий Кулешов