Максима Серова, инженера ВНИИ «Сигнал» и преподавателя по робототехнике и БПЛА в Коврове, хорошо знают и ценят. Он не раз представлял город на областных соревнованиях. А в этот раз показал выдающийся результат: стал лучшим специалистом по эксплуатации беспилотных летательных аппаратов во Владимирской области. Недавно Максим вернулся с федерального этапа соревнований, где вошёл в десятку сильнейших по всей стране. Мы поговорили с ним о высокой конкуренции, сложностях подготовки и тоске по настоящим полётам над Владимирской областью.
«И я полетел. Куда-то не туда»
Так Максим шутит сам про своё увлечение. Но вряд ли эту фразу можно сказать всерьёз. Его хобби — хоть и затратное, но интересное, перспективное и, главное, востребованное.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!

Началось всё в десятом классе, когда любознательный школьник увлёкся робототехникой. Довольно быстро он перерос рамки обычного хобби и пошёл дальше. Гонки, соревнования по беспилотным технологиям, участие в чемпионатах стали неотъемлемой частью его жизни и профессионального роста.
На своё увлечение Максим средств не жалеет. На небольшом столике перед ним — десятки компонентов.
- Он задумывается, считает: «Здесь примерно на 200 тысяч рублей».
Причём многое из этого будет использовано лишь однажды — в одной-единственной гонке. Бюджетным такое хобби точно не назовёшь.
«Конкуренция высокая». Про конкурс в Калуге
Недавно Максим принял участие в соревнованиях в Калуге — конкуренция там оказалась жёсткой.
- «Позвонили, сказали: нужно полетать. Думаю — без проблем. А потом изучили программу: оказалось, нужно сдавать объёмную теоретическую часть, а летать придётся не на квадрокоптерах, а на самолётного типа БПЛА. А на подготовку — всего четыре дня», — вспоминает Максим.
По словам Максима, соревнования включали пять модулей и полёт, однако из-за плохих погодных условий его отменили. Вместо него участникам предложили задание на предполётную подготовку: им выдали план полёта с ошибками, которые нужно было найти и исправить.
Самым сложным, по признанию Максима, стало строгое ограничение по времени — на выполнение одного задания отводилось всего 20–30 минут.
Конкуренция среди участников была высокой. Все — опытные: для одних это многолетнее хобби (более 10 лет), для других — профессия, связанная с МЧС или армией. Разница между первым и последним местом составила всего 40 баллов при максимально возможных 500.
Тренироваться управлять БПЛА самолётного типа — задача не из простых. Точнее, проблема не в сложности, а в отсутствии возможности: аппараты стоят дорого (от 3 до 5 миллионов рублей), поэтому разрешения на полёты выдают неохотно — нужно быть абсолютно уверенным, что устройство не потерпит крушение.
С коптерами (мультикоптерами) ситуация немного проще. Летать по городу, разумеется, нельзя, но есть крытые полигоны — в Академии, Транспортном колледже, некоторых школах. В ближайшее время такой полигон планируют открыть и на территории Энергомеханического техникума.
Максим и его ученики с нетерпением ждут этого момента. Сейчас им буквально негде расправить крылья. А в управлении дронами отточенность навыков — ключевой фактор успеха. Поэтому пока всё внимание сосредоточено на сборке, изучении устройств и разработке программ полёта.
Фото: Иван Ефремов