Знакомьтесь — Якунькова Александра Алексеевна, главный архитектор Коврова. В интервью GK она рассказала о своем опыте работы в Доброграде и планах по разработке дизайн-кода для Коврова.
Архитектурный код
Она отметила, что в отличие от Доброграда, где используется архитектурный код, в Коврове будет акцент на единый стиль вывесок и благоустройства, учитывая исторические особенности города. Город разделен на три части: историческую, советскую и современную, каждая из которых требует своего подхода к архитектуре. В городе планируется размещение интерактивных элементов, таких как бронзовые зайцы, для привлечения внимания и создания уникальной атмосферы.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!

Нашу беседу мы решили провести «на ногах» — в формате прогулки. Локации, о которых говорили, осматривали по факту и пытались представить, как они будут выглядеть в ближайшие пару лет. Именно так — не долгосрочные прогнозы, а то, что ожидает ковровчан уже в этом году и следующем.
Мы приехали в сквер на Комсомольской. Он, как известно, состоит из трёх локаций. Так вышло, что третья площадка, которую делали в последнюю очередь, существенно отличается от первоначального проекта. Здесь нет фонтана, который первоначально был обозначен в проекте. Пока нет, но по словам Александры Алексеевны, он всё-таки будет организован.
Доброград — Ковров: полезный опыт
Александра Алексеевна, Вы относительно недавно возглавили архитектурное управление администрации Коврова. Расскажите о себе. Где вы получили образование и какое?
- Я закончила Ивановский государственный государственный университет два года назад и сейчас получаю второе высшее образование в этом же институте на промышленное и гражданское строительство.
Где вы работали до Коврова?
- Я раньше работала два года в Доброграде, выполняла планировочные решения по генеральному плану города. Доброград знаменит своими креативными и архитектурными решениями, там даже получали премии на конкурсах.
Планируете ли вы перенести опыт работы в Доброграде в Ковров?
- Да, мы сейчас задумываемся о разработке дизайн-кода для Коврова. Он будет касаться вывесок, благоустройства и детализации фасадов, чтобы все было в едином стиле. Мы планируем прописать определенные цветовые решения для разных частей города в дизайн-коде. Город будет разделен на три части: северная часть — историческая, центральная — советская, и южная — современная.
Что нового планируется в Комсомольском сквере?
- В Комсомольском сквере активно идет брендирование зайцев, и мы собираемся разместить дополнительно, маленьких зайчиков по всему городу (по принципу поискового маршрута). В будущем будет грандиозное планировочное решение. Сквер подлежит изменениям в новом формате.
Что значит будет меняться? Вначале в проекте был фонтан…
- Да, но в какой-то момент не рассчитали с бюджетом, скажу откровенно, и отказались от фонтана. Он должен был быть на месте детской площадки. Был ещё и технический момент. Оказалось, что все сети, которые раньше были подведены к старому фонтану, в плачевном состоянии. Их не было смысла чинить, было бюджетнее закопать. Так здесь появилась площадка для детей от 1 до 7 лет.
- Сейчас совместно с главой города мы приняли решение, что этот сквер необходимо сделать более привлекательным. И все-таки решили вернуться к фонтану. Но уже не такому, как было раньше, историческому, с чашей,а к «пешеходному» на месте спортивной площадки (с учетом ее переноса ближе к ул.Запольной с добавлением универсальной площадки).
Музыкальный, интерактивный и пешеходный — такой фонтан планируют смонтировать в Сквере на Комсомольской уже в следующем году. При этом придётся несколько сместить спортивную площадку. А ещё в рамках благоустройства запланировано строительство тротуара по Запольной, в сторону школы.
Каждому микрорайону Коврова — по зайцу!
По словам архитектора Якуньковой, инсталляции ушастых символов Коврова появятся по всему городу. Они будут разными по дизайну, но в целом должны придать этакий «геральдический вайб». Зайцы будут и в сквере на Комсомольской, но другие. Нынешних, которых ковровчане уже в шутку окрестили «зайцами на мангале», демонтируют. Кстати, историческое фото на фоне ныне существующих зайчиков решили сделать. На память.

Когда ковровчане смогут увидеть проект изменений во внешнем облике города?
- Документы и проекты постараемся завершить до конца текущего года, а уже в 2026 году приступить к реализации. Пока что я не могу сказать сроков, ориентировочно апрель-май следующего года.
Украшения скверов, фонтан, инсталляции — это красиво. Но у жителей есть ещё вопросы в связи со слухами о предстоящей реконструкции улицы Комсомольской. Это правда, что там планируется круговое движение?
- Да, правда. У нас сейчас плотно идёт трафик с посёлка Мелехово, и перекрёстки не справляются с таким объёмом машин. Поэтому было принято решение при приезде губернатора в наш город. Мы готовим проект планировки территории и проект межевания на южную часть города в части реконструкции улицы Комсомольской с увеличением ширины дорог и полос с учетом круговых движений.
Кольца Коврова
А где конкретно будет круговое движение?
- Круговое движение будет на перекрестке улицы Машиностроителей Комсомольская-Еловая и улицы Строителей-Кирова-Комсомольская. Вся улица Комсомольская будет подлежать расширению до памятника 200-летия города.
Каким образом будет решена проблема «красных линий»? Ведь расширение проезжей части будет за счёт того, что на сегодня является пешеходной зоной и прилегающими к частному сектору палисадников…
- Мы постараемся делать расширение в наших границах общего пользования, не затрагивая участки индивидуального жилого строительства. Но если это будет нужно и обоснованно, то придется использовать землю под палисадниками.

Расширение Комсомольской, насколько я понимаю, это еще и проблема линии троллейбусной, контактной сети. Это столбы, которые, я так понимаю, выкапывать придется?
- Опоры будем выкапывать, устанавливать новые, современные, так как эти уже не справляются. С учетом того, что им уже много лет, они все находятся под большим уклоном, мы постараемся вложить в этот проект много современных идей. И сделать все опорные линии под землёй.
Если столь масштабная реконструкция начнётся, основная транспортная артерия — улица Комсомольская — будет заблокирована на период работ…
- Мы будем делать это участками, разбивать на этапы. Вначале первое кольцо — Еловая, Комсомольская, Машиностроителей. Проектная организация учтёт все транзитные маршруты, где можно будет быстрее объехать тот участок, который будет подлежать реконструкции. Пока мы в поиске проектной организации, заявка сформирована. Начальная цена контракта 16 миллионов. Контракт хотим закрыть до конца года.
Муниципальное образование, оно со своим бюджетом имеет ряд ограничений. Для того, чтобы реализовать столь масштабные инфраструктурные проекты, необходимо софинансирование. Готов ли губернатор Авдеев поддержать Ковров не только на уровне идеи, но и на уровне финансов?
- Думаю, да, так,как, этот вопрос находится под контролем у губернатора.

Наша беседа началась на Комсомольской, а завершилась на Еловой, на перекрёстке, который планируют преобразовать в круговое движение. По словам Александры Якуньковой, данный проект — это важная, но не единственная часть плана архитектурных преобразований, которые ожидаются в Коврове. Поэтому надеемся на продолжения разговора.
Фото: Иван Ефремов
Надеюсь что от старого «культурного кода» в виде ларьков и прочих убогих торговых остновок город все таки избавится.
Замечательно. Прекрасный архитектор и ещё лучше комментаторы. Правильно, троллейбусы убрать!!!? Единственное достоинство города, спасибо Устинову. Троллейбус это дешевле, легче и удобнее входить по сравнению с дорогими маршрутками. Не говоря о том, что стоимость проезда у нас больше чем в крупных городах. Убирайте, мост опять закройте, речь так жирно жить. Вас враги наняли город закрыть и развалить? А на обломка зайчиков наставить. Я не ландшафтный, я нормальный архитектор с большим стажем. С такими руководителями опять в коматозное состояние погружаемся, только теперь с датчиками. Просто сделайте Тротуары и Дороги, архитектор. Это необходимо!!! Затем, как в Москве по рекламе и вывескам пройдитесь. Будет Супер! И только потом можно подумать об этих дурацких зайчиках. На какого рожна они нужны???? Ну у вас власть, вам виднее. Жираф большой.
Радует что есть настоящая концепция.
От зайчиков -да. Классная идея. Все будет идти от них.
Ларьки-да. Нужно убирать. Не место их в таком городе. Особенно на Сосновой и Социалистической.
Может стоит задуматься, чтобы отказаться от троллейбусов? Так как встал вопрос о переносе троллейбусных линий. Многие крупные города России отказались от троллейбусов, так как несут убытки. У нас в Коврове не исключение. За 2024 год чистый убыток УТТ Коврова составил практически 5 миллионов рублей. После отмены троллейбусов не будет убытков для УТТ и висящих проводов над проезжей частью. Считаю, что висящие провода, не прибавляют городу современности.
А что взамен? метановые автобусы (волгобасы, нефазы) гремящие, пердящие или на таких же пазиках двигаться будем? электробус осилить может только Москва.
Всеволод ты не жил в городах где одни маршрутки ,поживи хотя бы год потом расскажешь за троллейбус,люди не просто так проложили линию,троллейбус в Коврове не должны быть
Александра, как Вы относитесь к яркой вывеске кафе Самарканд, в центре нашего города в районе площади 200 лет Коврову?
А куда денут этих страхолюдных зайцев на мангале? бюджетные деньги потрачены на эту «красоту»…
Я бы посоветовал архитектору пройтись ножками по тем местам, которые уже благоустроены и которые хотят, так сказать благоустроить. И сделать выводы. Не нужны городу фонтаны, потому что администрация не может и не хочет их обслуживать. Тротуары надо проектировать не только, что бы красиво было на плане, но и учитывать маршруты по которым люди ходят (тропинки). Обратите внимание на высадку кустов и деревьев, половина из них погибает, после посадки. Некоторые деревья, просто прутики, торчащие из земли, которые на вряд ли станут деревьями. А значит саженцы должны быть уже многолетними, а администрация должна осуществлять уход и полив, хотя бы в течение первого года. Учитывая, что тротуары у нас убирает трактор Беларусь (большой), нужно лавочки и урны выносить за пределы тротуара, чтобы эти трактора их не сносили.
Вообщем, опять ивановская девушка. И опять эксперименты. И тоже ненавидит деревья. Вырубит под корень ради расширения полос движения. Хотя проблема исключительно в отсутствии полноценных дорог с хорошим асфальтовым покрытием.