Для многих ковровчан этот вопрос покажется кощунственным. Ведь даже сам Виктор Романович с высокой трибуны заявлял, что мотобол – бренд города. Но времена меняются. То, что было непререкаемым авторитетом 20 лет назад, сегодня может вызывать сомнение.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Ныне мотобольный «Ковровец» далеко не тот, что был при Советском Союзе. Вот уже больше десятка лет ему не удается стать чемпионом России, а в последние годы считается отличным результатом, если наши мотоболисты заняли третье место. При том финансировании, которое имеет «Ковровец» в настоящее время, былых побед не вернуть, так что ему остается или прозябать дальше, или прекратить свое существование. Чтобы не быть голословным, давайте взвесим все плюсы и минусы в отношении развития мотобола.
Начнем с плюсов. В этом году команде «Ковровец» исполняется 40 лет. Мотобол – это часть истории Коврова, и к ней нужно относиться уважительно, не рубить с плеча. Имя Александра Царева является легендарным, и вряд ли хоть один потомственный ковровчанин, находящийся в трезвом уме и твердой памяти, не вспомнит нашего многократного чемпиона страны и Европы.
Владимир Царев успешно продолжает дело своего отца, входит в состав сборной страны и так же становился многократным чемпионом Европы. Об этом вспоминают наши чиновники, когда хотят сказать, что в Коврове есть спорт высших достижений.
В городе есть мотодром – спортивное сооружение, построенное специально для проведения мотобольных соревнований.
На игры чемпионата России приходит много болельщиков, стадион хорошо заполняется.
Теперь приведу доводы «против».
Запланированный годовой бюджет мотобольной команды «Ковровец» в прошлом году был порядка 1,7 млн рублей. Это небольшие деньги по сравнению с бюджетом команды «Металлург» (г. Видное). Однако лучше сравнить эту сумму не с тем финансированием, что может себе позволить небедный город Московской области, а с тем, которое отпускается спортивным клубом «Вымпел» на другие виды спорта. Например, легкая атлетика – 45 тысяч, тяжелая атлетика – 30 тысяч, бокс – и того меньше. А ведь это олимпийские виды спорта!
В мотоболе — пять человек на поле да пятеро запасных (если, конечно, они есть у «Ковровца»), да тренер с механиком. На каждого в команде из бюджета приходится 100-150 тысяч рублей. В то время, как легкоатлеты едут на соревнования за счет родителей – бюджета в 45 тысяч на 20-30 спортсменов хватает не на долго. Не лучше с финансированием обстоят дела у борцов, пловцов, гимнастов, лыжников. В общем, на весь спорт в городе тратится сумма, сопоставимая с бюджетом мотобола.
Теперь о резерве. Детской, юношеской, молодежной команды у «Ковровца» нет, то есть резерв, который заменит стареющий состав, отсутствует. А ведь он не появится по щелчку. Требуется лет пять, чтобы подготовить команду.
В прошлом году на игре с французами и немцами на поле вышел Александр Иванович Царев и своей игрой доказал, что в ковровском мотоболе он по-прежнему лидер. Отойдет от дел Александр Иванович, перестанет выступать Владимир Царев. На ком будет держаться «Ковровец»? Получается, что команда без резерва обречена на вымирание.
Если раньше в чемпионате страны участвовали десятки, если не сотни команд, то сейчас их наберется от силы десяток, преимущественно из станиц Ставрополья и Краснодарского края. С ними-то как раз все понятно. У них степи, и мотоцикл там нужный вид транспорта. В Коврове отцом мотобола и мотокросса был «ЗиД». Маркетинговый ход предприятия, у которого были большие объемы выпуска мототехники. Теперь эти объемы сдулись до крошечных размеров, и содержать мотобол заводу стало не интересно. Вот тебе, город, и мотодром, и мотобол – возьми, боже, что нам не гоже. А городу это надо?
Теперь о наших регалиях на международном уровне. На сегодняшний момент в чемпионате Европы участвует 5-6 команд, три из которых – это Россия, Украина, Белоруссия. Что-то маловато для всей старушки-Европы! Похоже, там этот вид спорта не популярен. Чемпионаты Мира по мотоболу не проводятся. Не знает мир о мотоболе, не нужен он ему. Последние семь лет сборная России является бессменным чемпионом Европы. О чем это говорит? О недостижимом мастерстве наших спортсменов? Или о том, что в Германии или Франции мотобол развит на уровне дворовых команд? Как можно семь раз подряд становиться победителем с соперником, равным тебе по мастерству? В футболе, например, лишь только Бразилии удалось пять раз стать чемпионом мира, правда, на протяжении 80 лет.
Кому нужны эти чемпионские титулы? Наверное, самим спортсменам, ведь они относятся к своему делу серьезно. Нужны еще спортивным чиновникам, чтобы рапортовать о наших достижениях, поскольку в олимпийских видах мы похвастаться мало чем можем. А может ли любитель спорта гордиться победой своей команды в виде, где очень слабая конкуренция? Вряд ли.
Теперь о болельщиках данного вида спорта. Да, народу на матчи приходит много, но преимущественно это люди от 35-40 лет и старше, то есть те, кто рос в золотые времена мотобола. Им он традиционно интересен, а вот молодежи бывает крайне мало. Зачастую народ появляется на матчах в хорошем подпитии, что также является отрицательным моментом.
Похоже, доводов «против» набралось несколько больше, чем «за». Говорить, что мотобол нам не нужен, и его следует искоренить, как пережиток прошлого, наверное, нельзя. Но и мириться с тем, что на него тратятся большие суммы, которые могли бы пойти на развитие олимпийских видов спорта, тоже нельзя. Для мотобола нужен богатый спонсор, который взял бы расходы на себя и освободил бюджет от этого бремени. Логично, если им станет «ЗиД». Для него это небольшие деньги. Если же ситуация не изменится, то мы и дальше будем наблюдать, как наши молодые дзюдоисты, фехтовальщики, велосипедисты, лыжники будут уезжать в другие города, поскольку Ковров ничего не может предложить для дальнейшего совершенствования их мастерства. А Сергей Дышаков с высокой трибуны будет разносить по свету, что у нас есть многократный чемпион Европы по мотоболу, призер чемпионата Европы по мотокроссу (где самая Европейская страна – это Румыния) и бессменный чемпион всех чемпионатов по велоориентированию.
Фотографии: Вячеслав Соколов, Дмитрий Феофанов, Ян Курганов