Сегодня, 5 декабря, на заседании Ковровского горсовета депутатам предстоит принять важное решение. Оно может определить порядок и ход развития дальнейшей истории нашего города. Вопрос касается порядка избрания мэра.
От прямых выборов (то есть, когда главу города выбирали непосредственно ковровчане) в нашем городе отказались ещё в апреле 2019 года. Так вышло, что последним всенародно избранным мэром стал Анатолий Зотов. Далее градоначальников уже не выбирали, а по сути, определяли решением специально сформированной комиссии.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Отказ от прямых выборов ковровчанами был сделан добровольно. Чего тут больше – разочарованности в демократии или равнодушия, сложно судить. Электоральная активность может быть обусловлена как очень хорошими условиями жизни (всё супер, поэтому неважно, кто мэр), так и очень плохими (голосуй, не голосуй…). Какой из вариантов больше применим к современному Коврову?
Уже три года мэрами Коврова становятся по заключению специальной комиссии. Таковыми становились Юрий Морозов, Андрей Наумов (врио), а сейчас – Елена Фомина. Однако даже с учётом “комиссионности” порядок определения кандидатур включал в себя ряд пунктов, которые если не прямо указывали на волю народа, то хотя бы косвенно предполагали её.
Новый порядок избрания смещает акценты в сторону укрепления вертикали власти. Усиливается “руководящая и направляющая” роль губернатора, а инструментов противодействия уже почти не остаётся.
Тренд ощущается уже на стадии формирования конкурсной комиссии. В нынешней редакции Положения о комиссии говорилось о том, что она «независима от органов государственной власти и органов местного самоуправления». В новой редакции о независимости нет ничего. Только о том, что члены комиссии работают на непостоянной и неоплачиваемой основе и лично участвуют в заседаниях.
В нынешней редакции Положения о комиссии предусмотрен выбор председателя этой комиссии и его зама путём открытого голосования, а членов комиссии формирует Ковровский горсовет. В новой редакции и председателя, да и саму комиссию формирует… Губернатор Владимирской области. То есть уже на стадии определения людей, которые хоть что-то решают, не только ковровчане, но и их избранники (депутаты) лишаются возможности как-то влиять.
В нынешней редакции у председателя конкурсной комиссии имеется право представлять и выражать позицию комиссии во взаимоотношениях с органами госвласти и органами местного самоуправления. В новой редакции этот пункт исключён. Собственно, он уже и ни к чему – ведь и комиссия, и председатель назначаются губернатором. И о чём же председатель может (гипотетически) поспорить с тем, кто его назначил?
Вполне логичным (с учётом вышеизложенного) выглядит исключение пункта “особое мнение”, который предполагал возможность кого-то из членов комиссии высказаться. И чтобы слова эти были занесены в протокол. Теперь никто высказываться не будет, в протокол ничего заносить не станут.
Теперь о тех, кто может стать кандидатами на должность главы города. Ранее предполагалось, что выдвигать их могут общественные объединения, коллективы по месту работы и даже можно было самовыдвигаться. Был ещё пункт, что выдвинуть кандидата может губернатор. Вот этот пункт и остался в новой редакции.
Примечательно, что кандидату на должность главы города (согласно новой редакции) уже не нужно будет знать Конституцию РФ, федеральное законодательство, Уставы Владимирской области и даже Коврова, не нужно и знание делопроизводства, не требуется наличие навыков оперативного принятия управленческих решений. Видимо, предполагается, что человек, рекомендованный “сверху” по определению всеми этими знаниями и навыками будет обладать.
Немного смущает, что в новой редакции больше не ограничивается допуск к власти осуждённых, недееспособных и прочих нарушителей закона и правопорядка. Тут, вероятно, так же, как и по предыдущему пункту – кандидатура, предложенная губернатором, будет настолько стерильна, что о судимостях даже и упоминать не стоит.
Ну, и уже не удивляет, что кандидату (по новой редакции) не надо будет представлять комиссии ни автобиографию, ни справку об отсутствии судимости ни выписку из протокола конференции трудовых коллективов. По трудовым коллективам понятно – их изначально больше ни о чём не спрашивают и никуда не зовут. А вот с автобиографией… Ну, хотя бы про “этапы большого пути” бы рассказали. Хотя бы членам комиссии. Или всё-таки стоит довериться тому, кто нам предложит кандидата на должность главы Коврова?