«Жизель» на сцене ДК имени Ногина. Без русских борзых, но с аншлагом!

Татьяна Горянина

25 февраля в ДК имени Ногина прошла постановка московского «Театра классического балета» под руководством Валентина Грищенко. Давали «Жизель», за которой в мировом балете давно закрепилась репутация беспроигрышного хита. Так было и в Коврове – полный зал, успех, аплодисменты.

Сюжет-легенда

В статье-анонсе немного рассказано о самом спектакле. Напомним, в основе древняя славянская легенда о вилиссах – погибших незамужних девушках, обманутых возлюбленными. После гибели они обращаются в ведьм и мстят за себя мужскому роду. Такой вот мрачный сексизм…

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrovПодписывайтесь!

Создатель произведения Адольф Адан существенно трансформировал сюжет и заложил в него более светлую и романтическую идею. Ведь главная героиня – Жизель – несмотря на то, что в ведьму таки обратилась и – да – была обманута возлюбленным, тем не менее простила его уже после своей смерти, не отдала на растерзание наперсницам-вилиссам.

В программках спектакля, как правило, указывают, что это история о большой и чистой любви, побеждающей смерть. Даже не знаю, чем именно, но она зацепила публику, причём, всерьёз и надолго. На протяжении веков (!) в исполнении самых разных балетных трупп «Жизель» идёт с неизменным успехом.

Ковровчанам показали версию от «Русского классического театра балета» под руководством Валентина Грищенко. С постановщиком уже встречались в декабре 2020 года, когда в интервью для GK автор проекта рассказал, по какому принципу идёт формирование репертуара и состава труппы.

Восходящие звёзды

«Русский классический театр балета» – проект, открывающий молодые звёзды. Валентин Грищенко лично занимается отбором выпускников ведущих балетных училищ страны, а порой находит танцовщиков в регионах. Кстати, в Коврове планируется серия МК от московского коллектива, а возможно и отбор потенциальных участников.

На этот раз Валентин Грищенко не приехал. В качестве руководителя отправил свою ученицу Альдину Яхину, с которой мы также знакомы. Именно она исполняла главную партию в «Белоснежке», которую ковровчанам показали в 2020-м.

Помимо организационной нагрузки у Альдины была ещё одна из партий. Из знакомых лиц отметим также исполнителя главной мужской партии (Альберта) Александра Филимонцева. С ним удалось пообщаться в антракте.  

Балет-драма

Александр, постановка, которую привезли в Ковров – это классическая версия?

Да, классика. Хореография Мариуса Петипа. Однако спектакль изначально оставляет постановщику простор для творчества. Ведь «Жизель» создавалась как балет-пантомима. И первых исполнителей даже специально готовили как мимов. Впоследствии в постановках возрастала балетная составляющая, но драматические элементы остались важными вплоть до наших дней. На сцене необходимо именно проживать свои партии. Надо брать что-то из пережитого. Мне, к счастью, в жизни не доводилось терять возлюбленную, поэтому потребовалась внутренняя работа, чтобы понять, что чувствует мужчина, возлюбленная которого умерла. К сожалению, репетиций изначально было крайне мало, но вся труппа глубоко прочувствовала атмосферу спектакля, на мой взгляд партии отыгрываются на полную мощность.

Здесь и далее – в беседе с Александром подразумевается, что вы, читатель, знакомы с либретто. Для большего понимания, рекомендуем перейти по ссылке, чтобы не перегружать текст. Вернёмся к диалогу. Спросила, куда девались собаки? В промо спектакля на московской сцене вместе с танцовщиками русские борзые…  

К сожалению в условиях гастрольного тура сложно перевозить животных. Мы используем только в Москве, там у нас и борзые в «Жизели», и лошади на сцене в «Дон-Кихоте». Кстати, борзые на «Жизели» – это не наш креатив, а классика. Так же собаки выходят на сцену Ла Скала.

У вас плотный график, значит, балет востребован…

Да, конечно, это требует от всех артистов отдачи, это нагрузка. Но это ещё и великое счастье, что интерес к балету растёт. Вот сейчас из Коврова в Москву, а потом ещё месяц гастролей. Если говорить непосредственно о «Жизели», то мы в этом сезоне отыграли 19 спектаклей. Могли и больше, но у нас так сформирован репертуар. Спектакль действительно востребован зрителем, что называется, нетленный хит. В целом отмечу, интерес к балету у зрителя в последние годы – это восторг для меня и моих коллег.

Танец как призвание

Одна из проблем – ослабевание интереса к балету как к профессии…

К сожалению, проблема остаётся. Многие ушли из профессии в период пандемии. Конечно, оплата труда артиста балета не сравнится с оплатой звезды шоу-бизнеса. И это приводит к тому, что исчезает преемственность. Я застал времена, когда артист, завершая творческую карьеру, готовил преемников. У меня были такие учителя, мастера, на которых равнялся. Более молодое поколение артистов не всегда имеет такую возможность… Я пока отношу себя к молодому поколению., но уже сейчас задумываюсь о том, чтобы привлечь учеников. В дальнейшем вижу себя как педагога.

Ковров стал завершающей точкой в двухнедельном гастрольном туре, от нас артисты отправились в Моску. Но, по словам Александра, после минимального отдыха театральный коллектив вновь “понесёт культуру в массы”.

Загадка причёски Жизели

Партию Жизели исполняла Екатерина Токарева, которая вошла в состав балетной труппы в прошлом году, но уже проявила себя как яркая танцовщица. Из короткого диалога (у балерины за один спектакль два кардинально различных образа, поэтому антракт ушёл на переодевание и новый грим) было очевидно, что артистка глубоко погружена в сценический материал, отлично знакома с историей создания произведения:

Прямой пробор во втором отделении – дань уважения первой исполнительнице Карлотте Гризи.

Причёска Жизели – целая история. Действительно, моду на прямой пробор ввела именно исполнительница главной партии в этом балете. Не менее интересно превращение гладкой причёски в гриву распущенных волос во время “танца безумия” в конце первого действия.

Детали и символы

В “Жизели” много символичных деталей, на которые обращает внимание подготовленный зритель. Например, шпага главного героя – Альберта. Его соперник Ганс предъявил оружие в качестве улики. Инкрустация рукояти драгоценными камнями – признак того, что владелец – особа княжеских кровей, а не простой деревенский охотник.

Исполнитель роли Ганса Никита Шуба ранее работал в театрах Белоруссии. Так что теперь московский коллектив по праву можно считать международным.

По словам Никиты, несмотря на то, что он вошёл в состав труппы относительно недавно, сразу почувствовал гармонию и уже считает этот театр своим.

Никита Шуба поделился:

В Коврове потрясающий зритель, очень вовлечённый. Очень хотелось бы ещё до завершения сезона к вам попасть. Здесь отличная сцена, правда маловата…

Действительно, для постановки на 26 участников сцена ДК Ногина немного тесновата. Впрочем, больших балетных сцен совсем немного и в мегаполисах, это редкость.

В Коврове массовые сцены балета исполнялись в “усечённых версиях.” Максимально выходило 19 танцовщиков и танцовщиц. Впрочем, финальная цена фантастического хоровода вилисс исполнялась по классике. Балеринам пришлось проявить не только чудеса танцевания, но и “чувство локтя”.

По окончании спектакля артистам аплодировали стоя. И, как говорили артисты, такие аплодисменты для них имеют особенную окрыляющую ценность.

До встречи на спектаклях!

Все фото в ВК-паблике GK

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

Мозгобойня в Коврове: 5 лет. Всего хорошего!

Следующий пост

Из-за резких перепадов погоды в марте Владимирской области введен желтый уровень опасности

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: