В минувшие выходные сцена Дворца культуры имени Ногина на мгновение перенесла ковровчан в Санкт-Петербург конца XIX века. Московский «Русский классический театр балета» представил не просто «Щелкунчика», а редкую для гастролей хореографическую версию — ту самую, что впервые увидел свет на сцене Мариинского театра в 1892 году.
В афише значилось: «Хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова». Именно этот, самый первый вариант балета на музыку Чайковского, а не более поздние редакции, выбрал для постановки основатель театра Валентин Грищенко.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
- «Да, мы выбрали именно эту хореографию образца 1892 года. Знакомая с детства музыка, невероятные костюмы, танцы, а еще елка, снег, ожившие куклы, первая любовь и новогодние чудеса… Это гимн традициям русского балетного театра», — поделился руководитель коллектива, с которым GK знаком уже несколько лет, с тех пор, когда «Русский классический театр балета» начал гастрольные поездки в Ковров.
Магия камерной сцены и семейный поход
Камерная сцена ДК имени Ногина стала не ограничением, а преимуществом, создав эффект полного погружения. Зрители чувствовали себя не наблюдателями, а гостями на рождественском празднике в доме Штальбаумов. Атмосфера предвкушения царила уже в фойе, заполненном семьями задолго до третьего звонка.
Как выяснилось, инициатива посетить балет часто исходила от младшего поколения. «Предложила моя дочка», — рассказала одна из зрительниц. Для многих семей этот визит стал первым знакомством с искусством балета. «Получается, у вас вообще первый балет в вашей жизни?» — спросили у одной большой семьи. «Да», — последовал искренний ответ.
Из училища — на гастроли: взгляд из-за кулис
В труппе театра, которая насчитывает около 25 артистов, есть и новые лица. Екатерина Тученкова присоединилась к коллективу в этом году после окончания Московского хореографического училища «Гжель».
- «После выпуска я связалась с труппой, прислала видео. Меня просмотрели и пригласили. Уже успела сработаться с коллегами, все очень увлечены процессом», — рассказала балерина.
Она также отметила особенности выездных спектаклей. На каждые гастроли труппа везет с собой декорации, костюмы и даже специальный балетный линолеум, который стелют поверх сцены для безопасности и комфорта артистов. Сцена в Коврове была оценена как удобная, с удачным небольшим уклоном, помогающим зрителям видеть все детали.
Классика как инновация
Несмотря на приверженность исторической версии, в спектакле нашлось место и современным технологиям. Например, дым-машина добавила загадочности в момент превращения Щелкунчика в принца.
Но главным оставалось чистое искусство: безупречная техника солистов Екатерины Токаревой и Никиты Шубы, выполнявших в тот вечер главные партии, волшебные декорации и знакомая каждому с детства музыка Чайковского.
Спектакль стал не просто культурным событием, а настоящим семейным праздником, доказав, что подлинная классика, даже спустя 133 года, не стареет и продолжает творить новогодние чудеса.
Фото: Дмитрий Кулешов, все фото в ВК-альбоме