Рынок параллельного импорта авто в России переживает коренную трансформацию

Аналитики констатируют: эпоха массового ввоза подержанных иномарок завершилась

Еще два года назад российские автолюбители массово скупали иномарки за рубежом, стараясь успеть до ужесточения законодательства. Сегодня картина радикально изменилась: рынок параллельного импорта автомобилей сократился вдвое и переместился в премиум-сегмент. Эксперты связывают эту трансформацию с тремя ключевыми факторами: ужесточением экологических норм, цифровизацией таможенных процессов и укреплением позиций официальных дилеров.

Статистика подтверждает: бум закончился

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам третьего квартала 2025 года объем параллельного импорта легковых автомобилей стабилизировался на уровне 15-17 тысяч единиц в месяц. Это в 2,5 раза ниже пиковых показателей конца 2023 года, когда ежемесячно ввозилось более 40 тысяч машин.

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!

«Мы наблюдаем фундаментальное изменение структуры рынка, — отмечает в беседе с корреспондентом ТАСС директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. — Параллельный импорт из массового канала поставок трансформировался в нишевой. Сегодня через него ввозятся преимущественно автомобили премиум-класса и специальные модели, не представленные у официальных дилеров».

Три ключевых фактора переформатирования рынка

Аналитики выделяют три основные причины, приведшие к кардинальному перераспределению рынка:

1. Ужесточение экологического регулирования
С января 2024 года в России действует прогрессивная шкала экологического сбора, который напрямую зависит от класса экологичности транспортного средства. Для автомобилей старше 5 лет сбор увеличился в 3-5 раз, что сделало их ввоз экономически нецелесообразным.

2. Полная цифровизация таможенных процедур
Внедрение Единой автоматизированной системы таможенного оформления (ЕАСТО) практически полностью исключило возможность использования «серых» схем. «Система автоматически сверяет данные и выявляет несоответствия, — поясняет пресс-секретарь ФТС России Мария Захарова. — Это создает равные условия для всех участников ВЭД».

3. Консолидация официального рынка
Крупные автопроизводители, включая китайские бренды Chery, Haval, Geely и возрожденный «Москвич», не только нарастили поставки, но и расширили модельные ряды. «Доля новых автомобилей на рынке превысила 85%, — констатирует аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. — Покупатель получил возможность выбрать новую машину с гарантией по цене сопоставимой с растаможенным автомобилем с пробегом».

Экономика параллельного импорта: почему схема перестала работать

Ключевое изменение касается экономической целесообразности ввоза. Если в 2023 году экономия при покупке автомобиля через параллельный импорт могла достигать 40%, то сегодня она не превышает 10-15% в массовом сегменте.

«Сегодня для среднестатистического покупателя ввоз иномарки потерял экономический смысл, — считает директор по исследованиям автомобильного рынка «Промсвязьбанка» Анна Новикова. — При сопоставимых затратах логичнее приобрести новый автомобиль с полным пакетом сервисного обслуживания».

Перспективы развития: экспертный прогноз

По мнению большинства отраслевых аналитиков, в 2026 году следует ожидать дальнейшей специализации рынка параллельного импорта. Основными нишами останутся:

  • автомобили премиум- и люкс-сегмента;
  • специализированная техника (пикапы, внедорожники);
  • электромобили, не представленные официально.

«Государство продолжит курс на ужесточение экологических требований, — прогнозирует руководитель направления автомобильной промышленности ЦМАКП Петр Сапожников. — Это соответствует общемировой практике и будет стимулировать развитие рынка новых автомобилей, в том числе электрических».

Трансформация рынка параллельного импорта автомобилей в России демонстрирует зрелость и адаптивность автомобильной отрасли в новых условиях. За два года рынок прошел путь от ажиотажного спроса к структурному балансу, где каждый канал продаж нашел свою целевую аудиторию. Для большинства российских автолюбителей гарантия и сервис официальных дилеров оказались важнее гипотетической экономии на покупке автомобиля за рубежом.

Материал подготовлен при участии отраслевых экспертов и на основе данных Федеральной таможенной службы, АЕБ и агентства «Автостат».

Фото: архив GK

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Предыдущий пост

Роскомнадзор стал центром управления Рунетом

Следующий пост

«Аборигены» vs «новосёлы». В Коврове жители старых домов против новостроек

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках браузера.
Принять