Почти как Илон Маск! Трое в «ГАЗели», не считая робота. ТЕСТДРАЙВ

Татьяна Горянина

Новость о том, что в Коврове, на базе КГТА, проходят тестовые испытания беспилотного автомобиля, мгновенно стала хайпом…

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrovПодписывайтесь!

В КГТА, куда обратилась за комментарием, недоумевали:

Вот ведь, журналисты… Разговоры об этом ходят давно. Неоднократно отмечалось, что всё в процессе, окончательное решение будет только в следующем году. Но стоило региональному ресурсу упомянуть, все как с ума посходили!..

Не нам первым пришло в голову навестить разработчиков ковровского беспилотника. Но мы-то не интервью планировали брать, а натурально – покататься! Не хайпуем, но проверяем!

Чтобы научно-технически соответствовать, собирались не просто прокатиться, а прямой эфир провести непосредственно из кабины без водителя. Но прежде, чем всё это случилось, несколько дней ушло на согласования. И это не из-за секретности разработки. Машина без водителя, но чтобы на маршрут её вывести и проконтролировать процесс, требуются люди. В немалом количестве, как выяснилось.

Для обслуживания автомобиля, которым, в принципе может управлять один единственный водила, в беспилотном формате требуется целый учёный совет. Так, в инновационной поездке нас сопровождали:

  • Андрей Сергеевич Карпенков кандидат технических наук, руководитель проекта кафедры робототехники и комплексной автоматизации;
  • Олег Владимирович Мартынов, кандидат физико- математических наук, ведущий научный сотрудник, ответственный за разработку интеллектуальной системы управления движением беспилотного транспортного средства;
  • Игорь Юрьевич Моцилев, инженер-исследователь, ответственный за разработку механической и электрической частей системы управления;
  • Денис Евгеньевич Дмитриев и Александр Дмитриевич Пятков – лаборанты-исследователи, студенты 4 курса направления подготовки «Мехатроника и Робототехника», ответственные за сборку и монтаж механических и электрических элементов системы управления.

Незримо были с нами Алексей Анатольевич Солдатенков и Андрей Николаевич Коробов.

Первый является начальником сектора АО «ВНИИ Сигнал» и оказывает консультационную поддержку по разработке навигационной системы беспилотного транспортного средства. Второй – ведущий инженер АО «ВНИИ Сигнал». Он также оказывает консультационную поддержку, но уже в части разработки системы автоматического управления исполнительными элементами автомобиля.

…Отличный погожий осенний день. Мы идём в КГТА. По дороге фантазируем, куда ринемся, какой маршрут построим. Как оказалось, зря… Разрешение на беспилотные поездки в населённых пунктах выдают на правительственном уровне, причём, по каждому региону решение принимается отдельно.

На сегодня разрешены поездки по Подмосковью, Москве, Казани и в Сколково. Там «Яндекс» предлагает такси без живого водителя, можно заказать.

У нас готовят «ГАЗель», то есть, речь идёт о грузоперевозках. И вопрос, как уже было сказано, решится только в следующем году.

Наши покатушки были на суперкороткой дистанции и в пределах территории КГТА – вокруг спортивной площадки. Забрались в кабину втроём. Я, фотограф Дмитрий Кулешов и кандидат технических наук Андрей Карпенков. Остальные представители научного сообщества ожидали и наблюдали за движением со стороны.

Поначалу и не поняла, чем беспилотная езда от обычной отличается – ведь водительское место было занято Андреем Сергеевичем. Он продемонстрировал устройство, которое, собственно, и заменяет пилота. Затем пообщался по рации с коллегами, и только после этого был дан старт.

Поехали!..

Скорость автомобиль развил чуть больше 10 км/час. Андрей Сергеевич пояснил, что на испытаниях, которые проводили на открытых пространствах, автомобиль может дойти до 60. Больше разгоняться искусственным мозгам не позволяют – мало ли…

Ковровский беспилотник отличается от разработок «Яндекса» тем, что ставка сделана на управление автомобилем с механической коробкой передач без участия человека.

Зачем, если весь автомир перешёл на АКП? Как объяснили наши разработчики, во-первых, «механику» никто не отменял, поскольку существует довольно много ситуаций, при которых именно механическая коробка показывает себя как более надёжная. Во-вторых, механика неизменно выигрывает в цене по сравнению с АКП. Это дешевле, как при езде с водителем, так и для беспилотника.

По словам Андрея Карпенкова, несмотря на то, что механическая коробка считается более простым устройством, нежели «автомат», технических тонкостей и нюансов у беспилотной езды на механике предостаточно. И в КГТА за девять (!) лет работы по данной теме смогли решить не одну проблемную задачу, с которой не справились в том же «Яндексе». Меж тем, наш беспилотный полёт заезд продолжался…


На непродолжительном и нехитром маршруте было три поворота направо и одна развилка, где требовалось выбрать направление, А ещё — препятствие. Бочку поставили на дорожке специально. За пару метров до неё наш чудо-водитель остановил машину, руль завертелся, и «ГАЗель» благополучно объехала преграду.

… Проехали мы два круга. Оба раза бочка стояла на одном и том же месте. На вопрос, увидит ли устройство преграду, если та переместится в пространстве, Андрей Сергеевич ответил, что увидит и среагирует. А вот слабО было учёным, ожидавшим нас на старте, ринуться беспилотнику наперерез? В любом случае был бы результат: либо интеллектуальная «ГАЗель» остановилась бы и пропустила пешехода, либо… Ну, пострадать за науку – это же честь!

… Искусственный водитель мягко стартует и так же аккуратно останавливается. Но в ходе движения порой потряхивало. С учётом малой скорости остаётся гадать, как будут себя чувствовать люди в кабине при скорости выше 40… Ну, до окончания испытаний ещё далеко, будем надеяться, доработают…

…Уже собирались, было, уходить, когда сопровождавшие нас ковровские учёные решились, как понимаю, на смелый поступок. Они продемонстрировали нам «закулисье» беспилотной езды! Бэкстейдж, так сказать…


Вот он, «кабинет мозга»! Довольно прозаично. Стол, компьютер, генератор и стул. Зачем мозгу стул? На стуле же совсем другим местом сидят?.. Впрочем, оставим троллинг, в кузове оборудовано рабочее место для того, кто тестирует устройство.

Хотелось бы напоследок сказать что-то типа «Было круто!», но… Это был формат «ультралайт». Уж очень маленькая скорость и слишком предсказуемый маршрут.

Будем ждать приглашения на более экстремальный тест, когда интеллектуальная «ГАЗель» ворвётся таки в каменные джунгли нашего небольшого, но очень продвинутого города…

В космос. В космос всем! Быстро в космос собрались, рюкзаки собрали! Полетели! В космос! (с)

Фотограф Дмитрий Кулешов

Ещё фото в паблике GK в ВК

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

Робот Михалыч трудоустроен в Доброграде

Следующий пост

На М7 назревает транспортный коллапс. Ковровчане в зоне риска

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: