Медицинский колледж имени Смирнова в Коврове ежегодно выпускает 120 фельдшеров и медсестёр. Многие продолжают учёбу и становятся врачами. На днях студенты-выпускники рассказали, почему решили стать медиками и за что они любят свою «альма матер».
Куда уходят студенты?
Куда деваются медики? Этим вопросом задалась накануне встречи со студентами. Больше сотни выпускников ежегодно! При этом во всех больницах города дефицит медперсонала. Как так?.. Спросила вначале у директора колледжа Эдуарда Зубова:
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
А что вы хотели? Для того, чтобы ребята закрепились в клиниках города, нужны привлекательные условия. Сразу, а не через несколько лет. И перспективы нужны. Вот, например, пообещали местные власти сдать в эксплуатацию перинатальный корпус. И мы подготовили целую группу медиков – 25 человек. Все они были реально готовы работать. Но именно в новом современном корпусе. Это их привлекало. Однако перинатальный в срок не сдали. И выпускники уехали. Большинство сейчас работает в больницах Владимира…
Но ведь на этой трудоустроенной во Владимире группе студенты не закончились? Где они планируют работать и почему выбрали профессию медика? На эти вопросы уже отвечали сами студенты. Мы познакомились на форуме волонтёров, который недавно проходил в Коврове.
Конечно, вначале пришлось уладить формальности, договориться с администрацией колледжа. Нам предложили побеседовать либо в музее медколледжа, либо в библиотеке.
Оба помещения примечательны коллекциями хэндмейда, сделанного студентами. Креатив поражает воображение. Все “поделки” на медицинскую тематику. Тут и барельефы внутренних органов из мастики, бисера, песка и прочих порой невероятных материалов. Рядом наглядные пособия, книжки-памятки из войлока. Посмотришь-потрогаешь эти артефакты, и не остаётся сомнений – авторы любят то, чему учатся и планируют заниматься в жизни.
Сверху вниз по этажам
Амалия Угодина, Максим Климанов и Дарья Ершова – все они на вопрос “почему медицина” улыбались и недоумевали. Другие варианты они просто не рассматривали. Интерес и желание проявились в детстве. Вначале фильмы и сериалы о медиках, которые заинтересовали или даже рассмешили, а потом – уже иные мотивации. Кстати, все трое заявили, что с тех пор, как начали учёбу в колледже, перестали смотреть фильмы о медиках:
Какой смысл? Это же кино! Только раздражают нестыковки и выдумки…
От статичного общения в “красных уголках” я отказалась. Лучше прогуляться по колледжу, чтобы увидеть и понять, за что эти ребята любят свою альма-матер и будущую профессию.
Колледж – белая кирпичная пятиэтажка. Здесь и учебные классы, и лаборатории, и спортзал, и буфет. И общежитие на двух верхних этажах. Иногородним студентам на занятия можно спускаться в тапочках.
Поэтому и наша экскурсия-беседа шла сверху вниз. Вначале классы. Парты в большинстве аудиторий сдвинуты так, словно намечается что-то вроде корпоративчика.
Нам так удобнее обсуждать. И практика, и теория идут в дискуссиях, задания групповые.
Привычно выглядят только классы, где «добираются» общеобразовательные дисциплины. Там ряды парт, стол преподавателя, доска.
Ноутбук или тетрадка?
Конспекты на лекциях – это и обычные тетрадки, и ноутбуки. Некоторые формы зачётов, например, зачёты по практике именно в электронной форме ведутся и сдаются преподавателям. В одной из групп шёл практикум по наложению жгутов. Кстати, мне для наглядности тоже наложили повязку на руку.
Максим делал всё обстоятельно и неторопливо. Спросила – не слишком ли медленно. Оказалось, что это специально для меня, чтобы было понимание, как и что происходит:
В реальных ситуациях, разумеется, повязку надо накладывать максимально быстро. Но и пациент выглядит не так, как вы сейчас. У медика в экстренной ситуации считанные секунды на принятие решения.
Максим обматывал мне руку (условно травмированную). И несмотря на неспешность и плавность движений, совершенно незаметно для меня проделал это. Пару секунд смотрела на синеющую кисть руки, но меня тут же спасли – сняли повязку.
Нет времени на медленные танцы
- Как ваши друзья и родные относятся к выбору профессии? Полечить просят?
Ну, конечно! И конечно всякий раз приходится объяснять, что мы пока что не можем вмешиваться в ход заболеваний, только переадресовать к дипломированному медику. И – да! – это вечное «что мне надо выпить, чтобы перестало болеть где-то там»? Вот эти ситуации уже сейчас разбираем.
Врач – он как следователь на допросе. Очень важно хорошенько расспросить пациента, выяснить и выявить, что именно и где болит, каков характер боли. Правильно поставленный диагноз, как известно, половина успеха. Максим перечислял:
Сбор анамнеза. История, что было накануне.
С Амалией говорили о внеучебной работе:
Мне очень повезло с однокурсниками, ребятами из нашей группы. У нас один за всех и все за одного! Много времени проводим вместе.
О планах по окончании колледжа ребята рассказывали по-разному. Девушки планируют стать фельдшерами. Причём, хочется поработать в крупном медицинском центре, в мегаполисе. Но если предложат работу в Коврове – тоже прекрасно. А Максим колледжем не ограничится, будет продолжать учёбу, хочет в итоге стать хирургом. И он уже сейчас работает – на нашу встречу приехал после суточного дежурства в Центрального городской больнице:
Согласовал это с администрацией колледжа. Для меня работа санитаром – это не только подработка. Тут главное – практика.
На мой вопрос, не устаёт ли после смены и как успевает и учиться, и работать, Максим только плечами пожал:
Медик – особая профессия. Сюда идут из-за особого чувства – оправдать надежды людей, которые в тебя верят.
Включаем доктора
Столь серьёзные и глубокие суждения у мальчишки, который только что смеялся и дурачился с однокурсниками на моих глазах, поразили. Когда Максим начинал говорить о профессии, сразу менялся, становился очень серьёзным и взрослым. Спросила, о том, как он общается с друзьями и родными? Какой стиль преобладает – взрослый доктор или мальчишка-балбес?
В повседневной жизни, наверное, всё по-прежнему. Но периодически ловишь себя на мысли, что «включается доктор». Наверное, лучше чётко разграничивать, где ты доктор, а где – просто человек. Пытаться выглядеть значимым без необходимости – это, по-моему, «играть в больничку». Ведь когда есть человек, который реально нуждается в медицинской помощи, когда ты можешь эту помощь оказать, нужно быть предельно серьёзным и сосредоточенным. Нужно собрать анамнез и принять единственно верное решение, взять на себя ответственность за это решение. Тут некогда задумываться, как я при этом выгляжу, насколько значимо и весомо звучат мои слова. Вообще, когда человек уверен в себе и занимается тем, что по-настоящему умеет, чему научился, серьёзность и значимость приходят сами…
Мы были в аудитории хирургии. Здесь много наглядных пособий. По словам студентов, много добавилось в течение последних трёх лет. Хотя и до этого в колледже не было недостатка в разного рода оборудовании, инструменте и манекенах.
Части тела
Студенты брали в руки и демонстрировали пластиковые части тела. Порой, чтобы объяснить, что это. Немножко было фотопозирования. Однако даже когда просили ребят “поработать на камеру”, улыбки были очень сдержанными, никаких тебе “губок-уточек”. Даша поделилась:
К медицине нельзя относиться легко, поверхностно. Нельзя на что-то забить. Если ты на первом курсе что-то упустил, пропустил, посчитал, будто что-то тебе не понадобиться, всё равно к этому придётся возвращаться.
Максим добавил:
В медицине как в прохождении квеста. Пока определённый уровень не пройден, идти дальше просто нет смысла, всё равно придётся вернуться в то место, которое хотелось «проскочить». Да, в любом случае, момент настаёт. И ты садишься, достаёшь тетрадочку и начинаешь читать.
- Или всё-таки ноутбук?
Тетрадочку! С письменного носителя информация усваивается лучше. Именно текст, записанный от руки, не отпечатанный. Для меня это именно так работает. Всегда пишу конспекты, а потом учу их, работаю со своими записями от руки.
Мы в аудитории акушерства и гинекологии. О, наглядные пособия такие… Тут и манекен будущей мамы, и манекены младенцев, и снимки плода на разных фазах, да много чего… Немного смущена. Ребята с пониманием отреагировали:
Медицинский работник не имеет пола. Тут не до стеснения и тем более не до кокетства.
Максим спокойно объяснял:
Осмотр пациента – это моя обязанность. В том числе и знать всё, чтобы правильно помочь. Не все сразу принимают и понимают необходимость. Кстати, особенно девушки порой преодолевают порог стеснения.
В учёбе интересует учёба
В музей колледжа всё-таки заглянули. Ребята не без гордости показали, какие из “артефактов” в коллекциях занятных вещиц сделаны своими руками. Однако не переставали возвращаться в разговоре к теме учебного процесса. Похоже, наука – теория и практика – интересуют их гораздо больше разнообразных смотров худсамодеятельности и конкурсов “мисс студенческое очарование”. Хотя конкурс красоты в медицинском колледже есть из кого проводить – красоток-студенток встречали буквально в каждой аудитории.
Но мои гиды скептически улыбались и говорили, что слишком высоко ценят своё время, поэтому приоритет – учёба, а весёло-находчивые клубы, танцы и вокал – факультативно.
- Считаете ли вы ваших преподавателей строгими? Или это демократия?
Требования строгие. Но если их выполнять, то взаимоотношения с преподавателями строятся очень позитивные.
Максим уточнил:
Преподаватели колледжа для меня – это люди с показателями, к которым мне хотелось бы стремиться. Есть ли любимые преподы… Интересен предмет – это значит, что интересен преподаватель. Даже не знаю, что тут первично, а что вторично. Мне изначально были интересны все предметы в колледже. Поэтому и с преподавателями взаимоотношения строятся нормально.
Перед тем, как покинуть здание колледжа, ещё раз осмотрелись на крыльце-веранде. Мемориальная доска доктора Смирнова, чьё имя с некоторых пор носит учебное заведение, дополняет список выпускников, погибших в годы Великой Отечественной – военные врачи. На сегодня каждый из студентов сознаёт, что их профессия – это ещё и готовность выполнить свой долг в зоне военного конфликта. И у мемориала несмотря на зимние холода неизменно – живые цветы…
Фото: Дмитрий Кулешов
Хороший фельдшер лучше плохого врача.
Быль: молоденький фельдшер “скорой помощи” на вызове снимает кардиограмму и диагностирует инфаркт, привозит больного в приёмный покой больницы, а там врач в возрасте даже кардиограмму прочитать не может, и ставит неверный диагноз, который потом стоит больному жизни. Это страшно.
Учитесь, ребята, в своём колледже, как следует. На вас вся надежда! Помните, в ваших руках – чужая жизнь!
Вот об этом:”Куда деваются медики? Этим вопросом задалась накануне встречи со студентами. Больше сотни выпускников ежегодно! При этом во всех больницах города дефицит медперсонала. Как так?.. ”
Знаю один случай, когда парень закончил КМК, потом был призван на военную службу и остался там служить дальше прапорщиком – фельдшером в воинской части на Чукотке. Так что, ИМХО, выпускники КМК 100% без работы не остаются.