На днях на GK был опубликован текст о формате работы Октябрьского рынка. Акцент был сделан на той части, где продают одежду и вещи. Блогер сделал неутешительный вывод: такой шопинг поколению Z не нужен. А кому и зачем нужен? Попробуем разобраться.
Если кто-то ещё помнит, данная территория изначально крупной торговой территорией стать не должна была. В 80-е это была довольно грязная площадь, на которой под открытым небом громоздились прилавки. Торговали так называемые бабушки, а вещи – по большей части это была барахолка, такой народный «сэконд хэнд» и народный же «хэнд мэйд».
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
В 90-е картина резко поменялась. По целому ряду причин территория рынка стала одновременно очень привлекательной, с коммерческой точки зрения, и крайне проблемной в криминогенном плане.
Популярность понятна. В то время работать было негде – предприятия по сути остановили работу на фоне политического кризиса в стране. Плюс тотальный дефицит. Люди с одной стороны были готовы потратить последние деньги на хоть что-нибудь. Один из немногих способов заработать был – заняться покупкой на оптовых площадках подешевле и продажей на рынках-базарах подороже.
Торговыми площадками стали все городские площади, стадионы, и пустыри. Соответственно, наш Октябрьский был в тренде.
Что касается криминогенного фактора, прежде всего, это было связано всё с тем же трендом. Где деньги, там и желающие их экспроприировать. Рэкет процветал. Но именно на Октябрьском торговцы попадали в зону особого риска.
Ещё на стадии строительства крытой части рынка возникла «мутная схема», которая в дальнейшем породила споры, раздоры и даже стрельбу. С тех пор прошло там много лет, что, наверное, нет смысла называть имена. Большинство фигурантов тех событий давно ушли в мир иной, другие уехали из Коврова или в корне поменяли стиль жизни.
Сейчас целесообразно лишь напомнить о причинах, которые (как представляется автору публикации) привели рынок к тому состоянию, в котором он пребывает теперь.
Итак, с чего начиналось? Имелась площадь, которую бы сейчас можно было назвать «общественная территория». На ней имелись хозпостройки, которые были собственностью города. И был предприниматель-энтузиаст, выходец с южных регионов.
У него имелись деньги и желание построить на пустующей площадке помещение для более цивилизованной торговли. Конечно, с прицелом на дальнейшее владение и распоряжение. Однако формальных оснований для начала строительства не было, либо требовалось заплатить и потратить время и силы на сбор разнообразных документов.
Однако идея превратить грязный пустырь с дикой торговлей в центре города в более-менее благоустроенный «маркет-плейс» пришлась по душе тогдашнему руководству города. Предпринимателю дали отмашку на начало строительства, не дожидаясь формального оформления всего процесса. Мэрии потом это вышло боком – СМИ заподозрили у ряда чиновников корыстный интерес. Даже суды были, правда, решения выносились крайне двусмысленные, до сих пор так и остаётся не до конца понятным, была коррупция или просто неграмотный менеджмент.
Возможно, все эти вольные трактовки законодательства не привлекли бы интерес общественности (построили крытый рынок, да и ладно, кто там истинный владелец, не суть), если бы не трагическая гибель предпринимателя в разгар строительства. Южанин стал жертвой криминальной разборки, и, как в те годы было принято, буквально на его могиле было сделано публичное заявление. Один из родственников объявил чуть ли не о желании ч частном порядке найти убийц, а ещё о том, что семья намерена продолжить дело, начатое покойным, то есть строительство рынка.
И тут началось. Пошли вопросы со стороны, можно ли считать родственников погибшего правопреемниками, да и внутри семьи пошли раздоры. Меж тем, рынок был уже почти построен, и что бы там наследники убиенного не говорили, а по документам выходило, что возведённые здания – это собственность города. Докопались до истины, кстати говоря, тогдашние депутаты горсовета.
Казалось бы, вот он счастливый финал (во всяком случае для горожан), но семья предпринимателя пошла в атаку. Мы, мол, строили-строили, а вы теперь всё в казённое имущество хотите записать?..
Вопрос подлинного собственника рынка некоторое время стоял настолько остро, что был период, когда рядовые торговцы чувствовали себя как персонажи легендарной деревни Малиновка. Приходя в понедельник – на рынке одна администрация, а во вторник власть уже сменилась.
В этой ситуации (“то красные пришли, то белые”) нервировало то, кому платить за аренду и на каком основании. Да и вопрос, кто обслуживает рынок (подметает, вывозит мусор и т.п.) становился актуальным. Желающих собрать с торговцев аренду было много, а вот прибираться, обеспечивать охрану и следить за коммуналкой – такое себе.
В конце нулевых чиновники администрации, устав от разборок, предложили выставить рынок на продажу. Во-первых, наконец определился бы чёткий собственник. Во-вторых, на тот момент торговая площадка была привлекательным активом, оценивалась в сумму от 300 млн. рублей.
Однако резко против продажи высказались депутаты. Мотивировка была, надо заметить, странной. Мол, мы с таким трудом доказали, что рынок городской, теперь это добро продавать жалко.
Осознание, что владеть имуществом – это не только получать доход от аренды, но и содержать, пришло не сразу. Вначале рынок являлся муниципальным унитарным предприятием (МУП). Затем был приватизирован и стал ООО.
Торговля и сдача торговых мест в аренду по-прежнему остаётся достаточно прибыльным делом. Вне сомнений, теперешние владельцы Октябрьского на жизнь не жалуются.
Но потенциал у рынка, как у торговой площадки с каждым годом снижается. Современные стандарты торговых площадок и тот уровень сервиса, который имеется на Октябрьском рынке – это две большие разницы…