Хочу вам рассказать, а скорее показать интервью с очень интересным человеком, которого нашла я на просторах Insta. За страницу Натальи Малышевой я зацепилась взглядом, потому что она была полна рисунков, творчества, вдохновения… Наверное, всего, чего мне так не хватало.
Чтобы вы узнали героиню сегодняшней статьи получше, отбросим прелюдии, перейдем к интервью.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
GK33: НатальСанна, вы кто?
-Малышева Наталья Александровна, 37 лет, коренная шуянка. За плечами Шуйская детская художественная школа, школа искусств (музыкальная) по классу аккордеон, 5 лет в академическом хоре, факультет искусств Шуйского Государственного Педагогического университета (ныне Шуйский Филиал Ивановского Государственного Университета) по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и три года аспирантуры по направлению “Теория и методика обучения и воспитания в области изобразительного искусств”.
В России больше известна как НатальСанна. Такой вариант произношения моего имени закрепился во время работы в вузе. Как-то лет эдак десять-пятнадцать назад один приятель обратил моё внимание на такое вот сокращение гордого имени Наталья Александровна, и мне это бесконечно понравилось. С тех пор я стала о себе писать и представляться именно как НатальСанна, вот оно и прижилось и укоренилось.
За границей больше известна под ником POCHERKUSHKI. Так называется мой профиль в Инстаграме, посвященный рисункам итальянского трио IL VOLO. Их поклонники со всех уголков планеты очень любят мои рисунки, печатают их на футболках и прочих памятных вещицах. Хоть на слух это слово звучит для них довольно сложно, но лет за 5-6, что я веду этот профиль, все настолько привыкли, что мои Почеркушки стали своеобразным брендом и знаком качества.
GK33: Более полного ответа на вопрос “Кто вы?” я ещё не получала. Но давайте по порядку, с самого начала про Шую. Если вы шуянка, то почему приехали в Ковров? По вашим рисункам, открыткам видно, что вы очень любите родной город, вдохновлены им, а про Ковров писали буквально пару строк в разных постах… Собираетесь уезжать из Коврова в будущем или останетесь тут?
-Я не просто шуянка, но и неисправимый домосед. Обычно все мои интересы фокусировались максимум в получасе пешей ходьбы от дома. Это несложно, потому что Шуя в принципе городок небольшой, а я при этом жила практически в самом его историческом центре. Когда решилась на переезд, была и сама в шоке и всех знакомых в шок повергла.
Вообще, история с переездом получилась настолько необычная, что я решила, видимо, это рука судьбы. Но вкратце рассказать не получится.
Моей последней работой в Шуе было преподавание спецдисциплин на родном факультете искусств, где я трудилась на тот момент уже 7 лет. У студентов факультета искусств я преподавала живопись, рисунок, скульптуру, компьютерную графику и летние пленэрные практики (это когда художники рисуют пейзажи на свежем воздухе). Работа моя мне нравилась, со студентами всегда весело, а педагогическая деятельность мотивирует и к непрерывному личному росту. С самыми активными студентами мы устраивали творческие выставки, готовились к научным конференциям, выступали на смотрах самодеятельности (в своём вузе я стала просто таки ветераном студенческой весны, выступая за родной факультет 11 лет подряд в роли студента, аспиранта и преподавателя). И всё бы было хорошо, если бы не наши замечательные реформы в системе образования. Учебные программы начали в спешном порядке перекраивать под новые стандарты, от которых голова становилась реально квадратной. Непосредственно для студента в этих программах был необходим наверное только учебный план. Остальную стопку страниц занимало настоящее буквоедство. Ну, по крайней мере, я в те времена воспринимала это именно так. В один прекрасный момент я стала понимать, что написание всех этих бумаг отнимает больше времени, чем работа непосредственно с самими студентами. Причем студентам от сего многабуква ни холодно, ни жарко. Всё это нужно было лишь для того, чтобы кто-то там где-то отчитался и поставил галочку. С горем пополам мы подготовили все программы для отчета кафедры, после чего пришла дивная новость, что свыше разработан новый стандарт и вся эта канитель начинается по второму кругу. Трудно объяснить нашу внутреннюю кухню…
В итоге в один прекрасный момент я сказала руководству, что не хочу тратить свою молодость на это буквоедство, но и их подводить не хочу. А потому зимой 2016-го предложила или сразу уйти или довести учебный год.
Учебный год я довела и ушла в вольные художники. К тому времени уже довольно давно и активно вела свои странички на разных платформах в социальных сетях, поэтому проблем с заказами у меня никогда не было. Я выбирала себе ровно такую нагрузку, какая мне была удобна. Ну а чтоб был повод хоть изредка отвлекаться от компа и выходить из дома, я пару дней в неделю вела творческую студию в Шуйской женской православной гимназии, где занималась с девочками изобразительным и декоративно-прикладным творчеством. Всё же и мой внутренний педагог требовал самореализации.
Спустя полгода своей счастливой фрилансерской жизни я стала замечать, что меня потихоньку затягивает лень. Это же так приятно – проснуться тогда, когда тебе захотелось, позавтракать под очередную серию любимого сериала, а потом неспешно с ленцой почеркать очередной заказной портретик. Я осознала, что еще чуть-чуть и я начну дергадировать, потому что пропали все мало-мальски вдохновляющие причины для личного роста. Всё и так было хорошо и спокойно.
И как раз в тот момент пришло необычное предложение о работе в Коврове. Скажу честно, на тот момент у меня о Коврове, как о городе, не было вообще никакого представления, не смотря на то, что наши города разделяет всего километров 70. Слышала лишь несколько раз, что у нас на факультете учатся студенты из Коврова, а ковровские художники регулярно принимают участие в ежегодной выставке изобразительного искусства. Вот, собственно, и всё.
Про предприятие, на котором мне предстояло работать, я тоже не знала абсолютно ничего и масштабов его не могла себе даже представить. Меня попросили нарисовать диван. Я набросала несколько скетчей в разных техниках и отправила парню, который со мной связался в соцсетях. После этого меня пригласили приехать на собеседование в Ковров.
Если честно, для меня это было дико непривычно. На тот момент мне было 33 года, и мне ещё ни разу в жизни не приходилось проходить собеседования, потому что в нашем маленьком городке все заинтересованные лица и так знали, что за фрукт такой эта Наталья Малышева.
И вот я приехала в Ковров и в центральном офисе Асконы познакомилась с арт-директором холдинга, где мне предположительно предстояло трудиться в должности дизайнера-конструктора. Кстати, о том, кем именно я буду работать, я узнала, только когда подписывала трудовой договор. До этого лишь смутно рисовала себе образ некоего сотрудника, который может нарисовать диван по заданным параметрам заказчика.
Наталья Юрьевна Скутелис-Арапова, тот самый арт-директор, под началом которого мне предстояло работать, встретила меня практически как родную. Она оказалась не только мудрым и грамотным руководителем, но и красивой обаятельной женщиной, с которой хотелось брать пример. Для людей творческих личное отношение и эмоциональный фон очень важны. Если бы мне не понравился коллектив, в котором мне предстояло работать, никакие золотые горы не соблазнили бы меня на переезд в Ковров. Но Наталья Юрьевна… Это просто потрясающий по энергетике человек. Находиться рядом, учиться у нее, познавая новую для меня профессию, ежедневно работать плечом к плечу – это было по-настоящему бесценно! Мой главный страх первых месяцев – как не подвести Наталью Юрьевну, так поверившую в меня. А ведь на тот момент в мягкой мебели я не понимала абсолютно ни-че-го!
Но всё оказалось невероятно интересно и крайне занимательно. По началу, правда, приходилось практически жить на работе. Но наш коллектив стал настолько родным, что это нисколько не напрягало. У меня было ощущение, словно я получаю второе высшее образование, и каждый очередной год в холдинге – это как очередной курс в универе, а каждый новый проект – это вроде курсовой работы. Комплекс отличника заставлял выкладываться по максимуму, чему способствовали люди, окружавшие меня.
Так абсолютно незаметно пронеслись четыре года. Четыре года, что я живу работаю в Коврове.
Да, действительно в сети я чаще говорю о своем родном городе, неизменно признаваясь Шуе в любви. С городами как и с людьми, когда кого-то любишь, уже не замечаешь никого вокруг. Это как если бы я заявила, что у любимого мужчины самые красивые глаза и вообще он самый ненаглядный, хотя умом и понимаю, что сердцеед мой – тот еще засранец. Но ведь свой, родной и самый-самый. Точно так и с Шуей – и трава зеленее, и небо голубее, и даже воздух какой-то другой! А потому живу в Коврове, но сердце моё в Шуе, куда я довольно часто мотаюсь на выходные, чтобы навестить родителей и встретиться с друзьями.
Хотя и в Коврове за минувшие четыре года я нашла себе любимые уголочки, где при случае устраиваю неспешные пешие прогулки, много фотографирую, а иногда и рисую. Мне очень нравится Пушкинский парк и прилегающие к нему улочки, старые церквушки и соборы, холмистая местность, уютные домики в частном секторе. Именно там я в основном и гуляю, когда душа просит этакого единения с природой.
Если же вернуться к вопросу о планировании будущего, то я стараюсь не загадывать. Как говорится, человек предполагает, а Бог располагает, а потому просто живу сегодняшним днём, наслаждаюсь и радуюсь каждой минуте. И всё же в старости почему-то мыслю себя именно в Шуе. По-моему Шуя – идеальное место для счастливой старости…
GK33: Чем в основном вы зарабатываете на жизнь, мы поняли. Но, как я понимаю, халтурки тоже есть. Довольны ли вы уровнем своего дохода?
Работа в “Асконе” – это лишь 8-9 часов в сутках из имеющихся двадцати четырёх. А я никогда не могла утешиться чем-то одним. Именно поэтому вне офиса я довольно много занимаюсь рисованием и декоративно-прикладным творчеством. Иногда рисую их на заказ, но чаще рисую тех, кто меня чем-то зацепил и вдохновил. Есть один итальянский тенор, которого я нарисовала больше тысячи раз, и некоторые из рисунков в настоящее время украшают стены настоящего древнего замка на Сицилии.
Фото Наталья Малышева Фото Наталья Малышева
Люблю расписывать футболки, сумки, пеналы и прочие текстильные вещи, придавая им неповторимость и индивидуальность. Иногда шью текстильных кукол, дарю из потом друзьям в качестве сувениров.
Мой доход на основной работе меня вполне устраивает, поэтому сторонние творческие проекты, на которые я периодически соглашаюсь, беру не ради заработка, а ради практики и разнообразия.
Кроме этого, я преподаю для детей компьютерную графику. В основном я занимаюсь с детьми 7-13 лет, но случаются консультации и для взрослых учеников, которых по какой-либо причине потянуло на творчество тогда, когда в художественную школу они уже по возрасту не проходят, а попробовать себя очень хочется.
GK33: В одном из постов было написано, что вы потихоньку закупаете материалы для своей творческой студии? Это ваша мечта или это уже реальность?
Каждому художнику по-хорошему нужна творческая мастерская, где можно хранить художественные материалы, где можно не бояться испачкать стены и пол, где, в конце концов, можно просто уединиться в тишине и подумать о своём. Поэтому давненько уже подумываю о том, чтобы завести отдельно помещение, куда бы я смогла перевезти все свои карандаши, кисти, краски, холсты, рамы, кучу тряпок, швейную машинку и прочие рукоделия, которыми и ныне забиты две квартиры и три сарая! И так как я не просто художник, но еще и педагог, то свою мастерскую мыслю не просто помещением для творчества, но параллельно и студией, в которой смогу делиться опытом с младшими поколениями. Я не особенно спешу реализовать этот проект, так как сейчас меня полностью устраивает моя нынешняя работа, а удаленные занятия по скайпу утешают сидящего во мне препода, но меж тем всегда приятно иметь в запасе план Б. Поэтому несколько лет я неспешно скупаю разнообразные материалы для творчества с расчетом на то, чтобы можно было проводить занятия и мастер-классы с небольшими группами по 6-8 человек. У меня большая коллекция декоративных штампов, фигурных дыроколов и ножниц, просто нереальные залежи бумаги всевозможных цветов, фактур и плотности, огромная коллекция цветных карандашей и материалов для графики. А теперь я еще и сочиняю интересные творческие задания и «обкатываю» их во время удалённых занятий по скайпу с учениками разных возрастов. Методические разработки не появляются за один, всё это нарабатывается годами. Вот я не спеша и работаю в этом направлении, чтобы однажды, если вдруг мне взгрустнется на пенсии…
GK33: Какой совет бы дали выпускникам, которые сейчас хотят пойти учиться по стезе изобразительного искусства?
Приготовиться очень много работать, потому что в нашем деле все мало-мальски значимые успехи достигаются потом и кровью. Утрирую, конечно, но, в самом деле, без этого никуда. Тут и насмотренность нужна, и поставленная рука и много чего ещё, сто требует огромных времязатрат. Именно по этому в нашу профессию стоит идти только по любви. Советую также с ранних лет начинать копить портфолио, выставлять свои работы на сетевых площадках, работать над своеобразным личным брендом, узнаваемостью.
GK33: Ну и на последок, каким принципом руководствуетесь по жизни?
«Чтобы красоту создать, нужно самому быть чистым душою»
М.И.Глинка
Примерно год назад поставила эту цитату на место своего статуса ВК, так как неожиданно осознала всю глубину этих слов. В любом творчестве очень сильно ощущается дух его создателя. Его не замаскировать и не скрыть. А потому, постоянно приходится очень внимательно заглядывать внутрь себя и работать над собой, ведь творчество – это наиважнейшая часть моей жизни.
#gk33 #лицаКоврова