Устал от «шедевров» Голливуда… От клоунов в трико и плащах, которые рушат, чтобы спасти мир. От комедий, в которых филейную часть склоняют через кадр. От фильмов жанра «хорор», которые вызывают недоумение и сочувствие. От бессмысленных опереточных злодеев, бессильно иронизирующих над собой…
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Все чаще возвращаюсь к тому давнему советскому кино, в котором – люди, чувства, конфликты словно списаны с натуры. Один из таких фильмов советской киношколы «Председатель» (1964 год) Алексея Салтыкова.
Какими мелкими и никчемными становится придуманные баталии звездных флотов, когда видишь подвиг души одного человека.
Напомним сюжет «Председателя». В деревню Коньково приезжает фронтовик Егор Трубников (его блестяще сыграл Михаил Ульянов) с намерением превратить отсталый колхоз в передовой.
Сам Трубников родом из Коньково и на первое время селиться у своего родного брата Семена (Иван Лапиков). И с первых кадров становится ясно – братья непримиримые противники. Егор, прошедший войну, потерявший руку, но не веру в советскую власть и Семен, во время оккупации приспособившийся жить под немцами и советскую власть презирающий. Этот конфликт братьев длится весь фильм.
Поднимать разоренное хозяйство новому председателю приходится буквально своими руками. Чего стоит одна сцена, в которой обессилившие от голода коровы не могут встать и выйти на луг. А без их молока все деревенские просто от голода зимой погибнут. Кнутом, криком вместе с такими же полуголодными сельчанами буренок выталкивают на сочный луг. Это только первая победа над леностью. Но она заряжает остальных. Заряжает решимостью жить лучше.
Как и многие деревни, после войны – Коньково практически осталась без мужчин. Те немногие, что жили в Коньково, подались на заработки. И русские бабы тут дают пример героического труда. Они и землю пашут и урожай собирают. Но однажды, не выдерживают напряжения и горько резюмируют одному из немногих мужчин – председателю «Мы ж не бабы, мы коровы!» Одного взгляда фронтовика, взвалившего на себя всю ответственность за колхоз, за урожай, достаточно, чтобы понять – этот не бросит свою затею. Пойдет до конца!
Никакого велеречия, никаких пустых реплик, как в голливудских сагах…
Вся жизнь Трубникова сконцентрирована вокруг одного дела – возродить колхоз, дать русской деревне шанс жить дальше. И поэтому Трубников вступает в неравный бой с бюрократическим аппаратом управленцев. Как известно в те годы колхозы, которые не смогли «дать план» тащили за счет тех, кто план давал сверх. «Уравниловка».
Проще говоря, те кто пахал не жалея сил, кормили откровенных лентяев. И этот конфликт с системой – еще одно сюжетное направление. В жизни коньковцев, отразилась жизнь всей страны.
Как победить наступающую урбанизацию (переселение сельской молодежи в города) главный герой не знает. Но не пасует организовывает беседы с каждым молодым коньковцем.
И это лишь два наиболее значительных слоя фильма «Председатель».
С некоторых пор я перестал тратить свое время на «киножвачку». Примитивные, однообразные сценарии и фильмы, снятые по ним не прекратятся пока на них приходит зритель.
Но пока идут и смотрят. И даже платят.
А «Председатель» в развалах рунета лежит бесплатно. Парадокс. Жемчужина в навозе и задаром. А бессмысленные фильмы с героями которые не приложив усилий, получили «сверхсилу» продаются…