Гранты работают. И не какие-то заокеанские, а наши, президентские. В Коврове таких грантов реализовано уже несколько. Каждый – интересная и креативная история. Вот ещё одна. Известный в городе реконструктор и лидер сообщества «Наследники Победы» Сергей Мостовой приступил к изготовлению копии уникальной бронированной машины, которая стояла на вооружении Советской армии в 30-е годы прошлого века.
Это не первый грант, который удалось получить и реализовать Сергею Владимировичу. С интересом следили и поддерживали информационно реконструкции «Живая история». И вот, совершенно новый формат и проект. Это не массовое зрелище, вся работа будет проходить в авторемонтном ангаре «Наследников Победы», куда нас и пригласил Сергей Мостовой. Он рассказывал:
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Обычно при рассмотрении заявок конкурсная комиссия утверждает по одной заявке на город. Ведь городов много. Но Коврову в этом году повезло. Утверждено несколько заявок, в том числе и наша.
Мы идём в ангар. Пока это только площадка для будущей реализации. Но площадка не пустая. Техники, которую Сергей и его единомышленники уже восстановили и даже провели тест-драйвы, немало.
Выпускался БА–20 на Горьковском автомобильном заводе. Бронеавтомобиль предназначался для разведывательных целей, связи и охраны. Всего было выпущено более 2000 броневиков БА–20. В целом броневик был очень удачным решением: у него был надежный двигатель, хорошая трансмиссия, пулестойкие шины и высокая скорость (около 90 км/ч). Позже броневик модернизировали и броню увеличили до 9 мм, что сказалось на скорости, которая упала до 50 км/ч.
Также была интересная модификация БА–20 ж/д, суть этой машины была в том, что она могла передвигаться на специальных бандажах по железнодорожным путям.
Боевое применение броневик БА–20 получил при боях на Халкин–Голле и на начальных периодах Великой отечественной войны.
Задумка выстрелила, грант мы получили. Но вся работа впереди. Сейчас оформляем документы, параллельно приступили к исследованию и проектированию.
Победу проекта Сергей объясняет уникальностью самой машины:
Бронированная машина БА-20 – это очень редкий экземпляр. На сегодня в музеях мира всего шесть или семь автомобилей. Но это подлинники, а мы будем делать копию.
О том, что это за автомобиль – БА-20, Сергей рассказывает в официальном сообществе «Наследники Победы».
В сообществе постоянно дополняется информация, история создания, интересные факты о бронированной машины. Исследователи из Коврова уже выявили немало интересных деталей.
Например, что машина, которую будут восстанавливать Сергей и его коллеги по команде, это переходная модель:
Сначала была БА-20, у неё классическая угловатая башня, некрасивая. А мы захотели красивую башню-конус. Было выпущено всего несколько таких машин, потом начали выпуск БА-20М, модернизированную. Она внешне отличается от БА-20. И башней и наличием антенны… Но та машина которую мы взяли за образец, по-моему, самая красивая из всех!
Команда Сергея Мостового – это трое проектировщиков-исследователей, три автослесаря и сам автор проекта. Сергей делится:
Средства гранта – это расходы на исследование и проектирование. Добывать информацию крайне сложно. Далее, аренда оборудования: болгарка, сварка, лазерная резка… Ещё закупка металла. Нам будет необходимо адаптировать раму ГАЗ-69. Надо понимать, что построить БА-20 с нуля нереально.
Базовую машину Сергей искал довольно долго:
Машин, у которых расстояние между осями соответствует той машине которую мы выбрали, просто нет. Сейчас нужно будет вносить изменения в раму увеличивать её, удлинять…
Пока что всё это теория. А практика, то есть, уже завершённые модели – то, ради чего приехали к Сергею в ангар. Прежде всего, он показал пушку.
Это пушка 45-мм. Она интересна тем, что это не оригинальная пушка, а очень хорошего качества самоделка. Купил её у ребят из Старого Оскола для нашей коллекции. Поразительно здесь то, что она выглядела практически неотличимо от серийного образца. Даже специалисты не сразу могли понять, что это самоделка. Эта пушка и вдохновила нас на создание копии военной техники.
Однако автомобиль – это будущее. Есть и настоящее. Вначале команда Сергея Мостового решила сделать копию военного «передка». Прицепа к гужевому транспорту:
Мы купили колёса и ось. Остальное было изготовлено именно тем способом, каким хотим создать автомобиль БА-20.
Это моделька в масштабе 1:35. Штангенциркулем замерили и изготовили модель. Работа заняла четыре месяца. И вот – первое транспортное средство, которое мы построили с нуля.
Ранее команда «Наследников Победы» занималась восстановлением военной техники, которую ковровчане видели на парадах Победы и на исторических реконструкциях:
У нас есть 8 мотоциклов. Но мы их собирали из готовых запчастей. А так, чтобы с нуля, не имея изначально чертежей, только по модельке из детского магазина… Надо понимать, что моделька хотя и в «детском мире», но она очень хорошего качества, мы не просто так её выбрали. Есть такая фирма «Звезда», которая выпускает именно копии транспорта. Модельки очень точные.
Мы хорошенько осмотрели военную повозку. Сергей показал, каким образом «присоединяются» лошади:
Вот труба, в которую вставляется шест деревянный, чтобы с двух сторон запрячь пару лошадлей. Кстати, ведро идёт в комплекте, потому что лошадей надо поить! А боеприпасы хранились в ящике сзади. Снаряды для 45-мм.
Кстати, эта гужевая повозка в годы Второй мировой после доработки использовалась как прицеп к автомобилю, на ней подвозили боеприпася на линию огня.
Но это уже совсем другая история. Как и многие другие рассказы о военной технике, можно найти на ВК-страничке сообщества «Наследники Победы».
А мы продолжим следить за реализацией проекта. Говорят, что будет видео. Но это спойлер, если что!
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Фото: Дмитрий Кулешов