Учитель литературы рассказала, какие две книги спасут на ЕГЭ и что читать молодым, чтобы понять мир

6 сентября – Международный день чтения книг. Подходящий момент поискать аргументы, почему они по-прежнему нужны. Моя собеседница – олицетворение того, что, рано стартуя в семье с лёгкого чтения, неизбежно эволюционируешь в серьёзного читателя. А ещё она убеждена, что современная беллетристика вроде «Ведьмака», приключений Гарри Поттера или книг Стивена Кинга – далеко не всегда пустышка, и кое-что из этого даже будет весомо выглядеть в качестве аргумента в сочинении-рассуждении на ЕГЭ. Об этом мы поговорили с учителем русского языка и литературы школы №19 Анной Климович. А ещё о том, какие книги спорны для школьной программы и о том, чем подростку опасен Достоевский и полезен Маркес.

Гарри Поттер как стимул

– Анна, как начался ваш путь к книге?

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!

У меня учительская семья уже в третьем поколении: родители, бабушка и её сёстры – педагоги. Все читали: сами, мне, со мной… К пяти годам стала читать сама. Перечитала всю библиотеку, которая была рядышком с домом.

– Какая книга в юном возрасте произвела на вас неизгладимое впечатление?

«Спартак» Джованьоли. Это была здоровенная книга, но я читала её с большим увлечением. А потом случился Гарри Поттер: кто-то из учеников принёс отцу оценить новинку. Причём надо было успеть прочесть за пару дней, потому что на неё была очередь. С тех пор регулярно перечитываю все семь книг, обычно под Новый год. Началось это, когда поступила в Нижний Новгород учиться. На первом курсе мы ещё не читали больших произведений, и я сама не заметила, как начала читать «поттериану» по кругу. У меня, видимо, был стресс от переезда, а книги были чем-то уютным, домашним, абсолютным уходом от реальности. Для меня чтение – это отдых: где-то за стеной осталась перенасыщенность дня, а у тебя тут тишина, кот и книжка…

– Сколько времени вы читаете ежедневно?

Полтора-два часа.

– Вы составляете список книг на год?

– Да. В прошлом году была планка в сорок книг, удалось прочесть сорок восемь.

– А школьную программу перечитываете?

Конечно. В прошлом году довела свой первый выпуск до 11 класса, поэтому предыдущие 7 лет перечитывала всё, что читали они. Так что один том «Гарри Поттера» у меня перемежался с «Обломовым», другой – с «Преступлением и наказанием».

Обломов как связующее звено

– Дети сейчас читают?

Большинство не читают. Я разрешала ученикам с восьмого класса, если летом читают, но не по программе, заносить книги в читательский дневник – расскажи мне, удиви, посоветуй. Так вот за 7 лет, что я работаю, всего 3-4 ребёнка порекомендовали мне что-то прочесть. И был единственный случай, когда в 11 классе девочка наоборот посоветовалась со мной, читать ли ей «Анну Каренину».

– Когда я спросила 16-летнего сына, почему школе не удаётся вдохновить на чтение, он ответил: потому что это воспринимается как навязывание и обязаловка, насилие над личными предпочтениями. Так что если до школы не сформировалась привычка читать, то в школе её тем более не будет. Что вы думаете на этот счёт?

Да, читающим ребёнка проще всего сформировать в читающей семье. А в школе уже действительно сложно мотивировать на чтение. Но справедливости ради надо назвать ещё одну причину – у школьников очень большая загруженность дополнительными занятиями. А чтобы успевать читать по программе, нужно тратить не меньше часа в день.

– Как привить тягу к книге в семье?

Сделать это ежедневным ритуалом, временем, когда хорошо. Ребёнок за день скучал по родителям, а вечером все пришли домой –  и вот теперь можно посидеть, обнявшись, съесть что-то вкусненькое, почитать что-то. То есть нужно тратить своё время на то, чтобы читать с ребёнком. И показывать, что тебе это тоже нравится.

– Это работает всё-таки только с малышами…

Не скажите. У меня был нечитающий ученик, с которым очень ответственная мама в десятом классе осилила «Обломова». Вот буквально сажала рядом, вместе читали, и она задавала вопросы по каждой главе. 

– Настоящий родительский подвиг, учитывая, что даже взрослому – сужу по себе – сложно осилить этот роман.

Может быть, это вопрос возраста или вкуса. Я наоборот с удовольствием перечитала Гончарова. А «Войну и мир» даже трижды. Но вот Достоевский тяжело идёт – открыть «Братьев Карамазовых» рука никак не поднимается.

Муму как парадокс

– А есть в программе изучения литературы произведения, которые, на ваш взгляд, реально не по плечу читателю-школьнику? 

«Муму» Тургенева. Пятиклассникам очень сложно принять написанное. Вроде бы ты прививаешь что-то доброе, вечное, ценностное – любовь к животным, любовь к ближнему, любовь ко всем – а в это время топят невинную собаку. Дети плачут на уроке, а ты пытаешься им объяснить, что никто ни в чём не виноват, «это просто система такая была».

– А в старших классах?

– Ох… «Преступление и наказание», пожалуй. Отрефлексировать убийство и спадание в безумие для ребёнка 16-17 лет – это непросто. У него и без этого внутри кавардак, потому что идёт очень сильная гормональная и нравственная перестройка.

– Но что тогда прочесть у Достоевского, чтобы иметь о нём представление?

– Может быть,«Униженных и оскорблённых». Тоже про добро и зло, но помягче. И про любовь.

– Какие книги нужно обязательно прочесть, чтобы не завалить ЕГЭ по русскому, где в сочинении требуются отсылки к литературным произведениям?

«Войну и мир», конечно, это благодатнейшая почва, там есть аргументы на любую тему. А ещё – вы удивитесь – уже упомянутую «поттериану». У меня была ученица-медалистка, которая в каждом сочинении приводила примеры из книг Роулинг – да, это совсем другая вселенная, но там тоже есть и базовые ценности, и взросление героев, и война, и мир. Так что, если вы ничего не читаете, прочитайте хотя бы эти два произведения. 

Ведьмак как спасение

– А что ещё не по школьной программе точно «зайдёт» детям? Ведь часто родители сетуют; да я уже не знаю, что ему предложить почитать, всё ему не интересно.

Если говорим про совсем юных и про ситуации, когда с чтением всё совсем плохо, можно для начала снизить планку – комиксы, графические романы, какие-то истории, по которым сделаны игры, сняты фильмы. Думаю, это может сработать с мальчиками. Им ещё часто «заходит» фантастика, предсказания будущего, космос… А девочкам я бы посоветовала детективы, даже если на старте это будет откровенная беллетристика. Я сама в школе обожала серию детективов «Черный котенок».

– А теперь давайте составим книжную полку для тех, кто постарше. Что почитать тому самому подростку, у которого и без Достоевского в душе кавардак?  

«Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса. Это и семейная сага, и сага города с момента его основания до заката, и история всемирного одиночества, потому что там каждый из героев одинок, а это так созвучно подростковому ощущению: «Меня никто не понимает».

– А что почитать о войне?

«Книжный вор» Маркуса Зусака. Это произведение про добро и честность, которые возможны даже на фоне нацистской Германии. Книга без пафоса показывает, что происходит во время войны с простым человеком. Она про ребёнка, который страдает и теряет всё. И про книги. Про слово, которое спасает.

– А какие книги подойдут, когда «и скучно, и грустно»?

Фантастика и фэнтези. Я сама вообще очень это люблю, и одним из недооцененных взрослой аудиторией авторов назову Анджея Сапковского и его серию книг «Ведьмак». Особенно первые две книги, которые отсылают к известным сюжетам европейских сказок и дарят радость узнавания, стимулируя интерес читать дальше. А ещё детей (по отзывам моих старшеклассников) очень интересуют антиутопии – в этом жанре работали Оруэлл, Хаксли, Замятин, Стругацкие. Ну и, конечно, Стивен Кинг, который, не требуя от читателя особой подготовки, представляет увлекательный сюжет и легко считываемую моралистику. Особенно повесть «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» и роман «Зелёная миля», которые можно отнести к психологическим произведениям. Плюс у обеих книг есть связка с великолепными фильмами.

– И, наконец, что почитать, когда надо найти силы и мотивацию?  

– А вот тут как раз порекомендую русскую классику 19 века – Тургенева, например. Вроде бы всё так легко, нежно и тоже помогает уйти от реальности, но глубина повествования и цельность персонажей помогает и собраться, и вдохновиться. Очень люблю его «Асю».

– Напоследок мировоззренческий вопрос: а зачем читать в принципе?

Я сейчас читаю «Песнь льда и огня» Джорджа Мартина, и выписала себе оттуда цитату как раз на этот счёт: «Читатель может прожить тысячу жизней, а не любящий читать – только одну». Ну, это опять про эскапизм, когда чтение – способ с удовольствием провести время в другой действительности. А если рассуждать практично, то читающего человека сразу видно. И по грамотности на письме, и по тому, интересно ли с ним общаться.

фото: личный архив героини публикации, архив GK

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Предыдущий пост

Котельную на Комсомольской эксплуатировали без лицензии

Следующий пост

В небе над Владимирской области сбито два беспилотника

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках браузера.
Принять