6 сентября – Международный день чтения книг. Подходящий момент поискать аргументы, почему они по-прежнему нужны. Моя собеседница – олицетворение того, что, рано стартуя в семье с лёгкого чтения, неизбежно эволюционируешь в серьёзного читателя. А ещё она убеждена, что современная беллетристика вроде «Ведьмака», приключений Гарри Поттера или книг Стивена Кинга – далеко не всегда пустышка, и кое-что из этого даже будет весомо выглядеть в качестве аргумента в сочинении-рассуждении на ЕГЭ. Об этом мы поговорили с учителем русского языка и литературы школы №19 Анной Климович. А ещё о том, какие книги спорны для школьной программы и о том, чем подростку опасен Достоевский и полезен Маркес.
Гарри Поттер как стимул
– Анна, как начался ваш путь к книге?
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
– У меня учительская семья уже в третьем поколении: родители, бабушка и её сёстры – педагоги. Все читали: сами, мне, со мной… К пяти годам стала читать сама. Перечитала всю библиотеку, которая была рядышком с домом.

– Какая книга в юном возрасте произвела на вас неизгладимое впечатление?
– «Спартак» Джованьоли. Это была здоровенная книга, но я читала её с большим увлечением. А потом случился Гарри Поттер: кто-то из учеников принёс отцу оценить новинку. Причём надо было успеть прочесть за пару дней, потому что на неё была очередь. С тех пор регулярно перечитываю все семь книг, обычно под Новый год. Началось это, когда поступила в Нижний Новгород учиться. На первом курсе мы ещё не читали больших произведений, и я сама не заметила, как начала читать «поттериану» по кругу. У меня, видимо, был стресс от переезда, а книги были чем-то уютным, домашним, абсолютным уходом от реальности. Для меня чтение – это отдых: где-то за стеной осталась перенасыщенность дня, а у тебя тут тишина, кот и книжка…
– Сколько времени вы читаете ежедневно?
– Полтора-два часа.

– Вы составляете список книг на год?
– Да. В прошлом году была планка в сорок книг, удалось прочесть сорок восемь.
– А школьную программу перечитываете?
– Конечно. В прошлом году довела свой первый выпуск до 11 класса, поэтому предыдущие 7 лет перечитывала всё, что читали они. Так что один том «Гарри Поттера» у меня перемежался с «Обломовым», другой – с «Преступлением и наказанием».
Обломов как связующее звено
– Дети сейчас читают?
– Большинство не читают. Я разрешала ученикам с восьмого класса, если летом читают, но не по программе, заносить книги в читательский дневник – расскажи мне, удиви, посоветуй. Так вот за 7 лет, что я работаю, всего 3-4 ребёнка порекомендовали мне что-то прочесть. И был единственный случай, когда в 11 классе девочка наоборот посоветовалась со мной, читать ли ей «Анну Каренину».
– Когда я спросила 16-летнего сына, почему школе не удаётся вдохновить на чтение, он ответил: потому что это воспринимается как навязывание и обязаловка, насилие над личными предпочтениями. Так что если до школы не сформировалась привычка читать, то в школе её тем более не будет. Что вы думаете на этот счёт?
– Да, читающим ребёнка проще всего сформировать в читающей семье. А в школе уже действительно сложно мотивировать на чтение. Но справедливости ради надо назвать ещё одну причину – у школьников очень большая загруженность дополнительными занятиями. А чтобы успевать читать по программе, нужно тратить не меньше часа в день.

– Как привить тягу к книге в семье?
– Сделать это ежедневным ритуалом, временем, когда хорошо. Ребёнок за день скучал по родителям, а вечером все пришли домой – и вот теперь можно посидеть, обнявшись, съесть что-то вкусненькое, почитать что-то. То есть нужно тратить своё время на то, чтобы читать с ребёнком. И показывать, что тебе это тоже нравится.
– Это работает всё-таки только с малышами…
– Не скажите. У меня был нечитающий ученик, с которым очень ответственная мама в десятом классе осилила «Обломова». Вот буквально сажала рядом, вместе читали, и она задавала вопросы по каждой главе.
– Настоящий родительский подвиг, учитывая, что даже взрослому – сужу по себе – сложно осилить этот роман.
– Может быть, это вопрос возраста или вкуса. Я наоборот с удовольствием перечитала Гончарова. А «Войну и мир» даже трижды. Но вот Достоевский тяжело идёт – открыть «Братьев Карамазовых» рука никак не поднимается.
Муму как парадокс
– А есть в программе изучения литературы произведения, которые, на ваш взгляд, реально не по плечу читателю-школьнику?
– «Муму» Тургенева. Пятиклассникам очень сложно принять написанное. Вроде бы ты прививаешь что-то доброе, вечное, ценностное – любовь к животным, любовь к ближнему, любовь ко всем – а в это время топят невинную собаку. Дети плачут на уроке, а ты пытаешься им объяснить, что никто ни в чём не виноват, «это просто система такая была».

– А в старших классах?
– Ох… «Преступление и наказание», пожалуй. Отрефлексировать убийство и спадание в безумие для ребёнка 16-17 лет – это непросто. У него и без этого внутри кавардак, потому что идёт очень сильная гормональная и нравственная перестройка.
– Но что тогда прочесть у Достоевского, чтобы иметь о нём представление?
– Может быть,«Униженных и оскорблённых». Тоже про добро и зло, но помягче. И про любовь.
– Какие книги нужно обязательно прочесть, чтобы не завалить ЕГЭ по русскому, где в сочинении требуются отсылки к литературным произведениям?
– «Войну и мир», конечно, это благодатнейшая почва, там есть аргументы на любую тему. А ещё – вы удивитесь – уже упомянутую «поттериану». У меня была ученица-медалистка, которая в каждом сочинении приводила примеры из книг Роулинг – да, это совсем другая вселенная, но там тоже есть и базовые ценности, и взросление героев, и война, и мир. Так что, если вы ничего не читаете, прочитайте хотя бы эти два произведения.
Ведьмак как спасение
– А что ещё не по школьной программе точно «зайдёт» детям? Ведь часто родители сетуют; да я уже не знаю, что ему предложить почитать, всё ему не интересно.
– Если говорим про совсем юных и про ситуации, когда с чтением всё совсем плохо, можно для начала снизить планку – комиксы, графические романы, какие-то истории, по которым сделаны игры, сняты фильмы. Думаю, это может сработать с мальчиками. Им ещё часто «заходит» фантастика, предсказания будущего, космос… А девочкам я бы посоветовала детективы, даже если на старте это будет откровенная беллетристика. Я сама в школе обожала серию детективов «Черный котенок».

– А теперь давайте составим книжную полку для тех, кто постарше. Что почитать тому самому подростку, у которого и без Достоевского в душе кавардак?
– «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса. Это и семейная сага, и сага города с момента его основания до заката, и история всемирного одиночества, потому что там каждый из героев одинок, а это так созвучно подростковому ощущению: «Меня никто не понимает».
– А что почитать о войне?
– «Книжный вор» Маркуса Зусака. Это произведение про добро и честность, которые возможны даже на фоне нацистской Германии. Книга без пафоса показывает, что происходит во время войны с простым человеком. Она про ребёнка, который страдает и теряет всё. И про книги. Про слово, которое спасает.

– А какие книги подойдут, когда «и скучно, и грустно»?
– Фантастика и фэнтези. Я сама вообще очень это люблю, и одним из недооцененных взрослой аудиторией авторов назову Анджея Сапковского и его серию книг «Ведьмак». Особенно первые две книги, которые отсылают к известным сюжетам европейских сказок и дарят радость узнавания, стимулируя интерес читать дальше. А ещё детей (по отзывам моих старшеклассников) очень интересуют антиутопии – в этом жанре работали Оруэлл, Хаксли, Замятин, Стругацкие. Ну и, конечно, Стивен Кинг, который, не требуя от читателя особой подготовки, представляет увлекательный сюжет и легко считываемую моралистику. Особенно повесть «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» и роман «Зелёная миля», которые можно отнести к психологическим произведениям. Плюс у обеих книг есть связка с великолепными фильмами.
– И, наконец, что почитать, когда надо найти силы и мотивацию?
– А вот тут как раз порекомендую русскую классику 19 века – Тургенева, например. Вроде бы всё так легко, нежно и тоже помогает уйти от реальности, но глубина повествования и цельность персонажей помогает и собраться, и вдохновиться. Очень люблю его «Асю».
– Напоследок мировоззренческий вопрос: а зачем читать в принципе?
– Я сейчас читаю «Песнь льда и огня» Джорджа Мартина, и выписала себе оттуда цитату как раз на этот счёт: «Читатель может прожить тысячу жизней, а не любящий читать – только одну». Ну, это опять про эскапизм, когда чтение – способ с удовольствием провести время в другой действительности. А если рассуждать практично, то читающего человека сразу видно. И по грамотности на письме, и по тому, интересно ли с ним общаться.

фото: личный архив героини публикации, архив GK