Хирург или художница? Интервью с реставратором

GK

Зачем нужен скальпель в работе? И что сделать, чтобы просто стать счастливее? Об этом и не только — рассказывает реставратор Мария Грузинцева.

— Меня часто спрашивают: как ты это делаешь? Как получается возвращать картины, иконы в первозданный вид? Скажу так: я уже отреставрировала много икон и картин. И всё это не только требует глубоких знаний в живописи, но и опыта.

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrovПодписывайтесь!

Закончив ковровскую школу, Мария поступила в суздальское художественно-реставрационное училище на отделение реставрации станковой живописи. Сейчас в её жизни — новый этап работа в Москве в салоне антиквариата.

— А с некоторыми иконами, — продолжает Мария, — приходится потрудиться вдвойне: потемневшие, в копоти, трещинах, с отколами и царапинами. Наверное, трудно поверить, что это вообще подлежит восстановлению. И ведь подлежит!

— Мне нравится возвращать к жизни предметы искусства. Порой смотришь на икону и уже знаешь, как она будет выглядеть после реставрации. Так желание работать усиливается. Тем более мне помогают верные друзья-инструменты: шприц, вата, пинцет, скальпель, краски, растворители, а ещё — чугунный утюжок для укрепления.

Про шприцы, скальпель — не шучу. Мы, реставраторы, те же врачи. Только спасаем жизни не людей. Ответственность должна быть как у хирурга. А ещё мы и художники, и историки, и химики.

Мастерская реставратора – это небольшой кабинет, где происходит, казалось бы, невозможное. Времени на каждую икону, картину уходит по-разному. Всё зависит от сложности, размера и прочих факторов. В среднем на восстановление одной иконы уходит около месяца.

GK: Прежде, чем приступить к восстановлению, с чего нужно начать?

— Надеть халат и перчатки. Если необходимо, то респиратор. Затем осмотреть фронт работы, составить описание состояния сохранности при поступлении на реставрацию, указать повреждения. Далее к каждому предмету составляется реставрационный паспорт с фотографиями памятника. Составляю список заданий, что предстоит выполнить и… вперёд! За работу!

Главное в работе реставратора: во-первых, понимание того, где, что и как нужно восстановить. Во-вторых, это укрепление живописи, расчистка и консервация. Усидчивость тоже играет очень важную роль.

По словам Марии, работа ещё и вредная, так как приходится работать с растворителями и лаками. Бывают иконы «записанные». Икона потемнела, её взяли и освежили красками, т.е поставили подпись. Многие древние иконы сохранились только благодаря тому, что их подписали.

GK: Однажды одному московскому реставратору принесли крест, пострадавший от пули. Не приходилось работать с пулевым «ранением»?

— Пока не сталкивалась. Хотя, что только не делали и царапали, и замазывали.

Реставрационные работы начали проводить в конце XIX века, а развитие получило намного позже. Возможно, потому что храмы закрывались, а иконы куда-то свозились. В запасниках московского исторического музея до сих пор лежит около миллиона икон.

GK: Москва, антикварный салон, работа кипит. Никогда не хотелось, работая над восстановлением иконы, например, Николая Чудотворца, прогуляться в храм?

— Конечно, тем более мне совсем недалеко. Религиозной меня не назовёшь, но с работами других реставраторов ознакомиться любопытно. Рядом и Храм Христа Спасителя, и Храм Василия Блаженного.

Завершающий этап. Тонкой кистью тонируем поле иконы, покрываем свежим слоем лака, гасим свет, запираем дверь на ключ и домой. А там на улице, любуемся красотами тех самых храмов.

В Средневековье алхимики искали формулу бессмертия и формулу счастья. Если необходимость первого — вопрос спорный, то счастье — актуальный вопрос буквально для каждого. Реставратор — не алхимик, но атмосфера разговора так и простит спросить:

— Ты знаешь формулу счастья?

— На самом деле, формула простая. Счастье — это когда совпадает и любимое занятие, и работа. Ощущение сотворённого чуда не покидает меня ещё долго. Я живу и просто радуюсь!

Фото из личного архива Марии Грузинцевой

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

Ещё один дворец из стекла и бетона! Улица Строителей не резиновая?

Следующий пост

Лев набил жирафа. Это нормально. Ещё раз о тату

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: