19 августа по праву можно считать днем рождения фотографии как науки в целом, когда в 1839 году правительством Франции она была официально запатентована. Ковровский фотохудожник, мастер 1 класса фотографии, основатель фотоклуба «Ковров» — Виктор Теплов согласился дать эксклюзивное интервью, в котором вспоминает былые годы из своей биографии, говорит о фотоискусстве в целом.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Виктор Витальевич, расскажите с чего все началось? Каким образом занятие фотографией прочно осело в вашей жизни?
Еще в детстве, когда гулял со сверстниками, у одного из них появился первый фотоаппарат «Весна». Нас много, а фотоаппарат один, всем интересно, всем хотелось попробовать. Вот и решили всей ватагой пойти в фотокружок при Доме пионеров (ныне Дом детского творчества). Занимались в две смены. Одни печатали, работали на фотоувеличителях, другие в это время фотографировали на улице. Причем давали только один фотоаппарат на пятерых! А самому достать технику в те времена было сложно, да и дороговато. Фотоаппарат обходился почти в половину зарплаты родителей. В результате первая попытка освоить фотографию оказалась неудачной. Решил отложить это дело до лучших времен.
Но мечта-то осталась! Когда стал постарше, а это примерно 12-летний возраст, родители, наконец-таки, купили мне дальномерный «ФЭД-3» со штатным полтинником. Мечтал о зеркальном «Зените», который был в еще большем дефиците. Снимал поначалу все подряд. Какие-то мои снимки нравились родителям, какие-то нет. Кадры множились, нужно было начинать их печатать. Родители взялись за голову, когда узнали что для печати мне нужно приобрести еще и фотоувеличитель, ванночки, красный фонарь. Но, тем не менее, со временем все купили. Глянцевал сначала на стекло, на зеркало. Что-то отваливалось, что-то безвозвратно и намертво прилипало. Друзья порекомендовали использовать содовый раствор для лучшего отклеивания. Но недостаток этого способа был в том, что он давал желтоватый оттенок. Лишь позже купил у приятеля глянцеватель.
Общение со сверстниками, также занимающимися фотографией, давало ответы на возникающие вопросы. Напряженка была не только с техникой, но и с литературой. На журнал «Советское фото» подписка была ограничена, да и стоила она немалых 70 рублей. Для сравнения годовая подписка на обычную газету обходилась в 5 рублей. Да и в «Союзпечати» этот журнал никогда не появлялся. Да и у нас в городе в конце 60-х – начале 70-х гг. работал только один фотограф, оказывающий услуги населению, остальные – просто любители. По тем временам он делал неплохие, достаточно качественные фотографии. Из-за отсутствия конкуренции, работы было у него масса. Кому-то хотелось сделать портрет, кому-то запечатлеть выпускной класс и т.д.
В годы армейской службы продолжал фотографировать на свой «ФЭД». С нами служил один эстонец, который был фотокорреспондентом в штабе. Он запечатлевал те или иные происходившие мероприятия, имел свою фотолабораторию. Уходя в увольнение, эстонец по моей просьбе покупал в городе пленку, бумагу. А ночью он тайком давал мне ключ от лаборатории, где я частенько печатался и раздавал потом сослуживцам памятные фотокарточки.
После армии смог-таки достать заветную «зеркалку» — «Зенит-Е». Потом был «Зенит 12СД», который до сих пор кстати в рабочем состоянии. И первый мой «ФЭД-3» до сих пор работает. Помню, читал где-то как один фотограф отправил на завод по изготовлению «ФЭД»-ов свой старенький, много-много лет отработавший фотоаппарат, с письмом благодарности заводу за производство отличной техники. А завод ему в ответ подарил новенький «ФЭД». Единственный недостаток «ФЭД»-ов – дальномерные.
Фотографировал как любитель, конечно. Постепенно круг людей, занимающихся фотографией, расширялся, перенимали навыки друг у друга. Смотрел печатающиеся фотографии в «Крестьянке». Стал доступным и журнал «Советское фото». Ждал каждый его выпуск с огромным нетерпением. Пробовал повторить увиденное, но ничего не получалось. Те же предметы, те же условия съемки, но все не то! В моих фотографиях не хватало смыслового оттенка. Понимал, что не хватает мастерства. Ведь если фотография просто констатирует факты, она становится обыденной, скучной. До зрителя через фотографию нужно доносить определенную смысловую нагрузку, она должна передавать эмоции, атмосферу, рассказывать какую-то историю. Это и является фотоискусством. Причем далеко не каждый зритель может понять смысл того или иного изображения. Для кого-то это будет просто набор предметов на уровне «нравится-не нравится».
Работал в «Службе быта», оказывал фотоуслуги населению. Там и получил значок мастера первого класса фотографии, обучившись заочно. А затем мне дали задание: за два месяца полностью оборудовать фотосалон, который мог бы успешно функционировать. (Фотосалон «Спектр». Ныне там располагается паспортно-визовая служба). Здесь уже не снимали на документы, работали больше с художественным уклоном. Художниками-оформителями было создано несколько интерьеров. Это интерьер для детской фотосъемки, интерьеры русской избы, старинного замка, а также мраморная лесенка. Своими руками все оборудовал, придумывал как лучше использовать свет, красил обычные зонтики в несколько слоев серебрянки. Первое время был огромный наплыв клиентов. К концу рабочего дня моя коллега просто валилась с ног. Постепенно ажиотаж спал, стало спокойнее. Стараться держать марку, делать работу качественно, но и уложиться нужно было в срок. Бытовуха эта убивала. Душа рвалась к творческой работе.
Но, работая, все же поставил себе цель — накопить на аппаратуру. Профессиональная фотоаппаратура по стоимости приравнивалась к стоимости подержанного автомобиля. Так и сделал. Накопил денег, купил в Москве все, в чем нуждался. Сменил работу, ушел на завод слесарем. Занялся наконец-таки творческой фотографией для себя, для души. Ездил на автомобиле, присматривал места для съемки. Даже когда просто выбирался за грибами или на рыбалку, опять же присматривался, представлял как то или иное место будет выглядеть в определенное время года. Фотографировал на пленочный Кэнон, Контакс.
С целью обработки изображений приобрел себе компьютер. Долго изучал по литературе принципы его работы. Да и в целом, на многое приходилось перестраиваться, переучиваться. Только привык к пленке, к фотоувеличителю, появились минилабы. Пришлось их изучать. Потом компьютеры и компьютерную обработку осваивал. Да и «цифра» вскоре появилась. Оцифровал свой пленочный архив. Молодому поколению куда проще сейчас все дается.
Как вы познакомились с Олегом Филипчуком, с которым впоследствии открыли фотокружок?
Мы познакомились с ним еще во времена открытия фотосалона. Олег пришел туда учеником, еще молодым пареньком. Ему также как и мне дали помещение для работы. Двери наши были напротив друг друга, общались. Иногда он задавал некоторые вопросы касаемо съемки, печати.
А в 2010 году решили открыть фотокружок, который впоследствии преобразовался в клуб по интересам, фотоклуб «Ковров». Хотелось не столько сделать людей фотографами, сколько научить их воспринимать этот мир глазами фотохудожника. Закрепился основной состав клуба. Это люди, которые, собственно говоря, сами сюда пришли и прочно осели, понимая, что им это действительно интересно.
Как вы считаете, обычной «мыльницей» можно сделать шедевр?
В идеале конечно лучше зеркальная камера. Если человек приходит ко мне на обучение с «мыльницей», пусть учится на ней. Потом сам для себя поймет, стоит ли ему вкладываться, затрачивать средства или нет. «Зеркалка» помогает справиться со многими условиями съемки, дает больше возможностей правильно сформировать изображение в плоскости кадра.
Среди фотографов сейчас можно услышать споры об использовании графических редакторов. Одни говорят что фотошоп уничтожает фотографию, другие, наоборот. А что думаете вы?
Фотографии конечно нужно обрабатывать. Это и баланс белого поправить, и скадрировать, порой, убрать из кадра все лишнее, сделать ретушь. Только нужно адекватно применять фотошоп, отдавать себе отчет в своих действиях, зачем и как применить те или иные приемы обработки. Например, обработка в холодных голубоватых тонах хорошо будет передавать на фотографии атмосферу холода, зимней погоды. Я против каких-либо фотомонтажей, которые часто бывают заметны. Ценность фотографии заключается в ее реалистичности.
А в чем заключается секрет успешной фотографии, при каких условиях возможен творческий рост?
Это как можно больше практики. Но плюс к этому, человек должен осмысливать что фотографирует. Это работа над своими ошибками, с чем я могу конечно помочь. Но одного этого мало. Нужно работать и над своим внутренним мировоззрением, посещать выставки, музеи, интересоваться различными видами искусств, живописью той же. Ведь как человек воспринимает этот мир, так он и отображает его с помощью фотографии.
Сейчас фотографируете?
Да, для себя. Снимаю иногда на «Пентакс», чтобы идти в ногу со временем, давать пример другим и быть в форме.
Расскажите о своей планируемой выставке.
Совсем скоро, 31 августа, открою свою персональную фотовыставку. На ней будет представлено порядка 40 моих работ из оцифрованного архива, который так и не увидел свет. Выставка будет проходить в ДКиТ «Родина», где и закреплен сейчас сам фотоклуб. Приглашаю всех желающих посетить выставку!
Я же в свою очередь хочу сказать огромное спасибо за переданный вами бесценный опыт, за реализацию своей идеи в создании фотоклуба, помогающей людям общаться, развиваться и творчески расти! И за интересную беседу благодарю. Отличный пример для молодого поколения как можно упорным трудом добиться успехов!
Фотографии взяты из архива фотоклуба «Ковров» и личного портфолио Теплова В.В.