Евгений Соколов, 35 лет. Режиссер народного молодежного театра «Вертикаль» ДКиО им. Дегтярева. Первое образование – инженер, второе – постановщик театральных представлений, преподаватель. Имеет собственную фотостудию. Любимый жанр в фотографии – портрет, нелюбимый жанр в театральном искусстве – комедия.
— Евгений, театральное творчество всегда присутствовало в твоей жизни?
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
— Меня всегда привлекала сцена и театр. После окончания средней школы я пробовал поступить во ВГИК (Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова – прим.ав.) – безуспешно. Вернулся в Ковров и поступил в КГТА. Кстати, именно с Академии и началась моя активная творческая жизнь.
— Расскажи об этом времени.
— Это были 90-е гг. Мы с институтскими ребятами играли в КВН, работали на ковровском телевидении. У нас подобралась хорошая интересная команда КВН-щиков. Тогда только зародился фестиваль «Студенческая весна». Параллельно шла работа на телевидении. Сначала мы работали выпускающими операторами, потом стали пробовать себя в качестве монтажеров и, наконец, ведущих. Мы делали свою молодежную программу «Восемнадцать». Тогда не было жесткой цензуры, и мы снимали, что хотели. Это были и репортажи из ночных клубов, и трансляции концертов, и новостные выпуски. У нас была полная свобода действий.
— Сколько проработал на телевидении?
— Два года. Это было достаточно напряженное время. Передача выходила каждую неделю. Основная нагрузка была на мне. Я монтировал, снимал, писал сценарии, работал в кадре. Потом времени на телевидение не стало. Я заканчивал Академию, планировал поступать в аспирантуру. Нужно было думать о будущем. Через 7 лет я снова попробовал запустить подобный телепроект. Работа велась на голом энтузиазме: ни денег, ни аппаратуры. Снимали на свои камеры. Где–то полгода мы этим занимались, но потом все затихло. Тогда мы с моими единомышленниками больше времени уделяли школе творчества для молодежи.
— Школа творчества?
— Да. Мы организовали школу творчества по нескольким направлениям: журналистика, КВН, телевидение, театр. Занятия проходили на базе ДК им. Ленина. Мы разрабатывали положение и рассылали его в школы. Заинтересованные люди, а их было не меньше 100 человек, приходили на наши занятия. Нам хотелось, чтобы полученные знания ребята могли где-то применить. Поэтому наши ученики пробовали себя в вузовской газете «СтуДень», работали на ТВ. Самым популярным направлением был КВН.
— Как складывалась твоя жизнь после окончания Академии?
— После окончания Академии, имея диплом инженера-конструктора, я устроился работать на завод им. Дегтярева в отдел главного конструктора. На оборонном предприятии я проработал 5 лет. Эти годы тоже по-своему были интересны. Насыщенная, разноплановая работа, много командировок. Как раз в это время мы с моими вузовскими друзьями развивали КВН. После окончания Академии руководитель нашей команды Андрей Боченков спросил нас, чем бы мы хотели заниматься? Я сказал, что хочу заняться развитием школьного и студенческого КВН. За каждой школой мы закрепили куратора. С этого времени начались регулярные игры с участием студентов и школьников. Все игры проходили на базе ДКиО им. Дегтярева. Это был наш родной клуб. Кстати, в эти годы и появился театр «Вертикаль».
— Создание театра – твоя идея?
— Да. Я пришел в Академию к председателю профкома и спросил, почему у нас нет театра? Но я не хотел быть режиссером, я хотел играть на сцене. Тогда мне ответили: нет – займись! И я занялся. Первый спектакль состоялся в Академии в 2003 году. Спектакль назывался «Петля», ставился он по мною написанной трагикомедии. Первый актерский состав подбирался из студентов. Желающих было очень много.
— Сейчас у тебя постоянный актерский состав?
— Каждый год кто-то приходит, кто-то уходит. Кто-то выдвигается на первый план, кто-то, наоборот, чуть уходит в тень. Многие из тех, с кем я начинал работать, стали родителями и у них не всегда есть возможность ходить в театр. Конечно, есть костяк постоянных актеров, но обычно он формируется к началу года: не больше 20-ти человек.
— Театр позиционирует себя как молодежный. Люди какого возраста играют в нем?
— На самом деле возраст разный. Если говорить о детях, я стараюсь брать ребят не младше 15 лет. Мне с ними легче работать. К тому же в Коврове достаточно много детских театральных коллективов, где можно себя реализовать. Среди актеров есть и мои ровесники. Но дело ведь не в возрасте, а в желании играть и умении влиться в творческий коллектив. Все думают, что театр – это сказка. На самом деле, это сволочной труд, не всегда приятный, тот труд, который окупается, когда ты выходишь на поклон. Вот ради этих пяти минут и терпишь все трудности актерской работы.
— С кем работать легче: с детьми или взрослыми?
— На самом деле все зависит от человека, а не от возраста. Иногда проще работать с 15-летними подростками, потому что у них еще не исчезла детскость, они смотрят на мир широко раскрытыми глазами. Они уже достаточно взрослые, с ними можно не сюсюкаться и говорить на равных. Им хочется работать больше и посещать не только репетиции, но и тренинги.
— Сколько длится театральный сезон, и сколько за это время ты ставишь спектаклей?
— Сезон начинается в сентябре и заканчивается в мае. По количеству спектаклей самым насыщенным был 2012 год – было поставлено пять спектаклей. Каждый спектакль еще не раз был показан. Параллельно творческий коллектив участвует в мероприятиях, организованных Домом культуры.
— В одном из твоих интервью я прочитала, что для тебя ставить новые спектакли легче, чем повторять старые.
— Это так. Я связываю это с собственным характером, потому что повторять на том же уровне, на котором было – мне не очень хочется. Для меня это уже пройденный этап. Как режиссер я расту и становлюсь другим. Во- вторых, повторение не бывает с одними и теми же актерами, как правило, это новые люди, а новым людям тяжело вжиться в роль так быстро, как я этого хочу.
— Почему ты назвал свой театр «Вертикаль»?
— Название «Вертикаль» с одной стороны отсылает к Владимиру Высоцкому (в 1967 году был снят фильм «Вертикаль с участием В. Высоцкого – прим.ав.), с другой стороны – это стремление к постоянному развитию. Нужно идти вперед, постоянно лезть на эту вертикаль. Когда появляется застой, у меня пропадает интерес к работе, мне постоянно нужно что-то новое.
— Тебе близко творчество Высоцкого?
— Я не скажу, что переслушал весь репертуар Высоцкого, но когда мы ставили военный спектакль, там звучала его песня. Я родился в тот период, когда бум творчества Высоцкого уже прошел. Я фанатею от русского рока. Мне ближе Шевчук, Кинчев и т.д.
— Как ты выбираешь идеи для своих спектаклей?
— Это всегда случайный выбор, я никогда не планирую, потому что знаю: если я вдруг что-то прочитаю или увижу, эти планы могут измениться. Я не сижу перед компьютером и не думаю над следующим спектаклем. Идея может прийти в любой момент, например, когда я бегаю, катаюсь на велосипеде, с кем-то разговариваю или читаю. Все происходит совершенно неожиданно. Так, например, получилось со спектаклем «Восточный экспресс», поставленным по Агате Кристи. Сам детектив я читал, когда еще учился в институте. Эта идея внезапно пришла мне в голову, я перечитал произведение и решил, что по нему можно поставить спектакль.
— Какой из своих спектаклей ты считаешь лучшим?
— Мне часто задают этот вопрос, но я не могу ответить на него.
— Какие спектакли предпочитает ковровская публика?
— Комедии. Меня упрекали в том, что я ставлю серьезные спектакли. Ковровский зритель – это 90% рабочий человек. Он приходит после работы в Дом культуры, он хочет отдохнуть. Практически во всех моих спектаклях присутствуют элементы комедии. Без комедии нельзя понять трагедию и наоборот. Комедия ради комедии – это не мое.
— Что самое сложное в постановке спектакля?
— На разных этапах свои сложности. Иногда очень сложно придумать саму идею. Когда идея найдена, встает вопрос, как инсценировать ее для сцены, т.е. литературно обработать. Следующая трудность – решить, как задуманное воплотить на сцене, какой режиссерский ход придумать. За все время у нас было всего две пьесы («Король и шут», «Как хорошо быть мужчиной»), все остальное – это переработка прозы. Далее — репетиционный период, работа с актерами. Сказать, что наиболее сложно – нельзя. Ничего не дается легко.
— Какие планы на этот сезон?
— Пока все в наметках. Скорее всего, в сентябре мы повторим спектакль «Как хорошо быть мужчиной», а вот дальше я загадывать не буду. Идеи есть, жду вдохновения.
— Почему театр «Вертикаль» из ДК им. Ленина переехал в ДКиО им. Дегтярева?
— Это сложный вопрос. Наверное, как у Кинчева — «Время менять имена». Пора было что-то менять: и внутри себя, и снаружи. Просто назрела необходимость моя, личная, — в переменах.
— На новой сцене вы сыграли уже два спектакля. Как чувствуют себя актеры на новом месте?
— На самом деле хорошая игра не зависит от того, какая сцена и где ты находишься. Если есть желание, то можно преодолеть все.
— Я знаю, что ты на профессиональном уровне занимаешься фотографией.
— Фотография меня всегда привлекала, в этом есть своя прелесть. Сейчас я далеко не профессионал, я учусь. Мне это нравится, и мне хочется узнать больше.
— Как давно занимаешься фотографией?
— Полтора года. У меня есть своя фотостудия «Горизонт».
— Твой любимый жанр в фотографии?
— Портрет. Я пробовал фотографировать пейзажи, архитектуру, но так как я все время работаю с людьми – люди мне ближе.
— Сам любишь фотографироваться?
— Не очень.
— Я знаю, что скоро на фотогалерее возле фонтана у центральных проходных завода им. Дегтярева появятся твои новые работы – фотографии заводской молодежи. Что это за проект?
— Эта фотовыставка называется «Молодые дегтяревцы – основа будущего нашего завода». Нам не хотелось, чтобы фотографии получились обычными, как на всех Досках почета. Поэтому молодежь разделили по секциям – деловой и русский народный стиль, туризм, ретро, искусство, военная тематика, мототехника и спортивное направление. Для каждого человека подбиралось свое направление, в зависимости от его интересов, внутреннего мира. Главная задача – показать, что молодежь разносторонняя и интересная. Я думаю, когда фотогалерея с новыми лицами откроется, она привлечет внимание ковровчан.
— Какие у тебя планы на будущее?
— Фотографировать и ставить спектакли.
— Какой бы спектакль ты мечтал поставить?
— Спектакль, который я еще не поставил!