Елена Таранина, художник – педагог, оформляла стены нового детского сада «Изумрудный город». Считает, что в Коврове много возможностей для начинающих художников. Учит своих воспитанников быть уверенными в себе и творить, не ощущая рамок.
— Вы родились в Коврове?
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
— Нет. В Ковров я с родителями переехала из Иркутска, когда мне было 9 лет. К городу очень долго не могла привыкнуть, но, когда осознала, что здесь родина моих детей, приняла его.
— Когда к Вам пришло решение стать художницей?
— Рисовала я с детства. В Коврове тогда не было художественной школы, но при второй музыкальной школе был художественный класс, где я и училась. Преподавал у нас Рудольф Алексеевич Затеев. У него я занималась до восьмого класса, а потом поступила на художественно-графический факультет в Юрьев-Польское педагогическое училище. Когда окончила его, приехала в Ковров и сразу начала работать в средней образовательной школе №3.
Чуть позже я окончила Шуйский государственный университет, факультет искусств. В 2006 году в Коврове создавалась детская художественная школа. Я стояла у истоков ее создания. Помню, как мы ее открывали, как это было волнительно. Преподавательская деятельность всегда была для меня на первом месте. Это работа, в которую я вкладываю свое сердце, душу.
— Чему Вы учите молодых художников?
— Быть уверенными в себе, в своих безграничных возможностях, ставить цели и достигать их, умению радоваться даже самому маленькому результату и все время двигаться вперед. Тогда творчество всегда будет праздником, а жизнь интересной и увлекательной. Да, я даю необходимые навыки, но моя основная задача – дать почувствовать каждому, что он может все.
«Разлив, Уводь» бумага, пастель 2014г.
— Востребована ли профессия художника среди ковровской молодежи?
— Да. Каждый год около двадцати ковровских детей поступают в различные художественные заведения страны на дизайнеров, архитекторов, реставраторов, живописцев и т.д. Долгие годы многие высшие учебные заведения по художественному профилю были недоступны для ковровчан. Теперь, когда у нас есть художественная школа, есть и возможность получить необходимую профессиональную подготовку для поступления в ВУЗ. Художественное образование дает возможность ковровским ребятам реализоваться, как в городах, где они получили профессию, так и в родном городе.
— Могут ли молодые художники реализовать себя в Коврове и заработать своим творчеством на жизнь?
— Конечно. Художник – это творец красоты и неважно, в чем это будет проявляться. Я, например, занимаюсь оформительской деятельностью. Это только одно из направлений, в котором может реализовать себя молодой художник. Было бы желание делать мир вокруг себя лучше, красивее — и работа найдется. Вообще, хочу сказать: сложившийся стереотип бедного художника давно себя изжил. Родителям не стоит беспокоиться о востребованности профессии художника. У нас очень много возможностей для начинающих художников, но самое главное не профессия, а отношение к жизни. Если человек открыт к жизни, он не сидит и не ждет, когда с его «красным» дипломом к нему кто-то придет и на блюдечке все принесет, предложит работу, которую он хочет. Нужно нести свой дар, свое ремесло художника людям. Работай и заработаешь. Помню, в 90-е годы зарплаты были очень маленькими, их постоянно задерживали. В это время моя профессия меня очень выручала. Я бралась за любые работы: расписывала шкатулки, бижутерию, писала портреты.
— Возможно ли, научить человека творчеству?
— Творчество человека проявляется в его неординарном, нестандартном взгляде на любые вещи. Ведь человек может быть творческим, имея совершенно нетворческую профессию. Развить творчество в человеке, конечно, можно. Точно так же, как мы развиваем память, мышление.
«Бабье лето» бумага, гуашь.2012 год.
— Необходимо ли иметь профессиональное художественное образование, чтобы быть успешным творцом?
— Обязательно. Художественное образование позволяет почувствовать себя профессионалом. Кроме того, важен и человеческий факт. Человек может быть профи и в тоже время, выполнять работу не охотно. Гармония должна быть во всем, должны быть развиты и профессиональные, и душевные качества. Одно другого не заменяет.
— Среди художников ходит много споров о том, кто же настоящий художник, а кто дилетант…
— Скажу сразу: споры я не поддерживаю. Как можно сказать, что кто-то не является художником, только потому что не получал специального образования?! Я очень часто общаюсь с художниками, которые не имеют профессиональных знаний, но живопись для них – это потребность, без которой они не могут существовать. У них есть свой зритель, который любит и ценит их творчество, а значит, оно имеет место быть.
«Лилии»картон, масло. 2013 год
— Ваш любимый жанр?
— Педагогическое образование наложило на мое творчество отпечаток: мне все интересно. Я до сих пор учусь, и сам процесс обучения меня очень увлекает. Мне всегда хочется попробовать что-то новое: и новую технику, и новые материалы. Поэтому работаю я в разных техниках — пастелью, акварелью, маслом, гуашью и т.д. Много пишу портретов. Мне всегда нравилось рисовать людей — через внешнее показать внутреннее состояние человека.
«Сашенька» бум., пастель. 2013 год
— Портреты лучше писать с натуры?
— Нет лучшего учителя, чем натура. Начинающие самодеятельные художники, у которых недостаточно зрительного опыта, рисуют с компьютера, с картинок. У художника, который работает с натуры, гораздо богаче зрительный опыт. Используя его, он способен без натуры нарисовать портрет, как с натуры. Это и называется мастерство.
— Есть ли у Вас любимые художники?
— Современный портретист Александр Шилов, акварелист Сергей Андрияка, который в свое время вдохновил меня на написание картин акварелью. Не хочу называть ковровских художников, потому что не хочу никого обижать: я их всех очень люблю и уважаю.
«Галина» бум., пастель. 2014 год
«Светлана» бумага, пастель. 2012 год
— Сейчас многие предпочитают скачивать картины из интернета…
— Одно другое никогда не заменит. Распечатка – это просто изображение, рукотворная картина – это творческая энергия. Картина, написанная с положительной энергией, лечит, возрождает. Обычно художники очень ревностно относятся к таким распечаткам. Я не разделяю этого мнения. Человек вправе выбирать.
— Сколько времени у Вас занимает написание картины?
— Я привыкла работать по ночам и в основном все мои произведения – ночные. Работаю я без устали, поэтому многие произведения рождаются за одну ночь. Написать картину гораздо быстрее, чем придумать идею.
«Закат на Клязьме»бум., пастель. 2008год.
— Что вы хотите передать зрителю через свои картины?
— То, что жизнь прекрасна, то, что она уникальна, что ее нужно ценить.
— Вы преемница классической школы живописи?
— На 60%. Мне очень нравятся классики, но я не приверженец одного стиля, иногда хочется похулиганить. Люблю заниматься новаторством. Я с большим удовольствием берусь за новые материалы, за новые техники. Все время развиваюсь. Вместе с тем, считаю, что основа художественного образования – это классика. Об этом же говорю и своим ученикам: сначала освойте академическую живопись, а потом творите в том направлении, какое вам по душе.
— Главные судьи Ваших картин?
— Дети и супруг.
— Вы самокритичны?
— Очень, наверное, это черта любого педагога. Мы всегда оцениваем с позиции, как должно быть.
— У Вас есть источник вдохновения?
— Меня вдохновляет природа, люди.
«В Крыму» картон, масло. 2013 год
«Купание, вторник» бум., пастель. 2010 год
— Расскажите про Ваш творческий проект «Изумрудный город»?
— Алла Мацола, заведующая детским садом №1 обратилась в художественную школу с просьбой выполнить для нового дошкольного учреждения художественное оформление стен. Оно должно было быть современным и стилизованным. Я откликнулась. Я сама мама двоих детей, поэтому особое внимание уделила воспитательной составляющей художественного проекта.
А. Мацола решила отступить от традиционного оформления детского сада и просила не использовать сказочных персонажей и мультипликационных героев. Тогда я подумала, что может иметь такую же действенную воспитательную силу, как сила сказочных персонажей – примеров для подражания. Я решила, что хорошей альтернативой может стать изображение природы. Дома я разработала несколько концепций и представила на суд заказчиков. Больше всего им понравилась идея города – зеленого города. К тому же и садик носит название «Изумрудный город», о чем я до последнего момента не знала. Название детского сада «Изумрудный город» очень символично, но изумрудный не в плане дорогих камней и украшений, а в плане тех богатств, которая нам дарит живая природа. Ребенок даже на подсознательном уровне отождествляет себя как частицу живой природы, за которую он несет ответственность и которую должен беречь. Особенно в современных условиях.
Весь июнь я занималась разработкой эскизов и общей концепции оформления садика: как все объединить общей идей. Все просчитывала и продумывала. Эту предварительную работу никто не видит и многие с ней не считаются. Хотя этап создания проекта – самый важный этап. Расписывать было решено только коридоры, групп мы не касались, т.к. в них планировалось разместить яркую, многоцветную мебель. Цветовая гамма была подобрана из спокойных, теплых тонов, чтобы роспись могла долгие годы радовать жителей «Изумрудного города». Ведь ребятки приходят в садик на несколько лет, а воспитатели работают годами. Поэтому оформление должно всегда радовать, а не надоедать. Общая площадь настенной росписи — 200 кв.м.
— Кто Вам помогал расписывать стены?
— Бригада из профессиональных художников и молодые творцы – бывшие воспитанники художественной школы. Сейчас они учатся в различных учебных заведениях художественной направленности. Это будущие реставраторы, архитекторы. Они все ушли с этого проекта воодушевленные и счастливые.
-Сколько времени ушло на реализацию проекта?
— На роспись стен ушло два месяца: июль и август.
— Раньше вы занимались росписью стен?
— Да, я работала на росписи стен. Опыт в этом деле хороший. У меня есть бригада, которая в любой момент может взяться за работу. Сейчас у меня новый проект в садике № 43 «Березка». Работаю в близкой мне теме – пейзаж. На стенах групп изображены персонажи из сказок писателя Е. Чарушина.
— Задумывались ли Вы об оформительской работе других садиков?
— Если вдруг будут подобные предложения из детских садов, я с удовольствием откликнусь. Идей много и желания работать в этом направлении тоже. Я много времени потратила на то, чтобы разработать параллельно несколько концепций оформления детских садов. Материалов много и не хотелось, чтобы они пропали.
— Вы считаете себя состоявшейся художницей?
— Состоявшейся – нет. Слишком много идей, которые еще только ждут своего воплощения. Вперед, вперед, вперед! Итоги подводить рано, еще много интересных вещей, которым я хочу научиться. Я люблю работать руками: вышивать, плести, шить. Любое созидание мне приносит удовольствие. Я развиваюсь в нескольких направлениях и всегда стараюсь нести людям хорошее настроение. У меня есть секция по упаковке подарков, я пишу картины, преподаю. Я очень счастливый человек. Дети, которых я учила в художественной школе, в которых вкладывала свою душу, регулярно навещают меня в моей мастерской. Это обычная маленькая комнатка в «хрущевке», где все сделано для того, чтобы творческому человеку было уютно. Мне все это нравится и я не хочу ни от чего отказываться. У меня насыщенная жизнь. Времени свободного почти нет, да и зачем оно нужно, если мне все приносит удовольствие.