Наташа Дементьева – среди сотен тысяч девушек, увлекающихся ныне доступной фотографией, ее отличает поразительное далеко неюношеское мастерство. У нее не только фотокамера в руках, но и голова на плечах. В дни рождественских каникул удалось взять у нее интервью. Знакомьтесь!
Автопортрет
Наташа, расскажи немного о себе, где училась и учишься сейчас?
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Я не умею контактировать с людьми, в то время как я общительна и легко могу завязать знакомство с кем бы, то ни было. Мне сложно оставаться рядом с большинством людей больше пяти минут, многие из них совершенно не понимает о чем я говорю. Чаще бессвязно кивают или плоско шутят, говорят о чем-то своем, словно мы два иностранца и никак не может достучаться друг до друга. Это началось еще со школы. Сверстники вокруг меня были озабочены новыми шутками и своими прическами, мальчишками и тем, как провести субботний вечер, в то время как я читала на уроках Набокова, Стивена Кинга, пыталась понять Сэлинджера, а по вечерам смотрела картины Феллини и Хичкока. В принципе, так продолжается до сих пор. С очень немногими людьми хочется делиться своими мыслями и идеями. Наши идеи это что-то совершенно, сугубо интимное. Они должны жить внутри нас, иначе нет никакого смысла. О них не надо болтать со всеми подряд.
Я из того сорта людей, кого можно называть «неудачниками». Мне чаще не везет, и я попадаю в совершенно дурацкие переделки и истории, из которых порой приходится тяжко выбираться. Такой «эффект бабочки», один неверный шаг и все может обратиться самым интересным образом.
Наверное, такой ритм жизни мне по вкусу, хотя чаще всего я чувствую себя уставшей и раздраженной. Этакий марафон с длительным забегом, каждый раз очень долгая «отдышка», которую можно назвать опытом. Пожалуй, такой синоним.
Я агрессивный человек, «бунтовщик» и это мне нравится. Я не слишком люблю считаться с мнениями окружающих людей, особенно когда они не правы. Мне попросту жизненно необходимо объяснить каждому, что тут к чему, указать на ошибки, рассказать о своей точке зрения. В такие моменты я выбиваю из себя все до последнего, пока не скажу все, что хотела бы.
Автопортрет
В конце концов, Рэй Брэдбери говорил: «Я не слушал тех, кто насмехался над моей любовью к космическим путешествиям, цирковым представлениям и гориллам. Если кто-то начинал их ругать, я брал своих динозавров и выходил из комнаты».
Мне пришлось множество раз переезжать с место на место и учиться в совершенно разных местах. Как и большинство школьников средних классов, я была твердо уверенна, что доучусь до 11го (училась я, кстати, в Ковровской гимназии №1), но одним летним вечером, два года назад слишком многое успело измениться и встать по полочкам в моей пятнадцатилетней голове. Я вдруг поняла, что хочу сорваться и бежать. Моя импульсивность встала бок о бок с этим интересом «что же дальше?» и я решилась поступать в Москву.
Сдав экзамен по Литературе после длительных, бессонных ночей упоительного чтения русской, мировой классики я поехала поступать в колледж при ВГИКе. Вступительные экзамены были чем-то новым, пугающим, далеким от гула школьных стен. Поступали сотни, и от конкуренции по телу бежал холодок.
За кошмарно маленький срок (5 дней) я успела подтянуть знание о Мировой художественной культуре. Повторяла историю живописи и фотографии. В этом мне помогал замечательный человек, Екатерина Пичугина. Преподаватель Истории искусств, в Детской художественной школе (ДХШ города Коврова), где я и сама училась, когда мне было 10-12 лет.
Поступив, проучилась год на первом курсе. Нужно отдать должное этому месту, даже не знаю что именно выбило из меня подростковый максимализм, сделало более простым и рассудительным человеком – новый город в котором я жила совершенно одна или эта новая обстановка кинематографического института. Последний мощный удар нанесли переезды, финансовые проблемы и общежитие. Общежитие свело с многими интересными людьми, изменило мировоззрение. Темп учебы сбивал здоровье и помутнял рассудок, было сложно, очень сложно. К концу второго семестра в сознании пошли противоречия, я решила уйти. В тот момент я немного понимала своих хороших знакомых, которые окончили школу раньше меня и меняли, по меньшей мере, три института. Сейчас я учусь в РГГУ. Пока никак не могу найти себя и мотаюсь в разные стороны.
А еще мне 17 лет, если это кому-то интересно.
С чего началось твое увлечение фотографией?
Все началось с детства. Люблю показывать многим своим знакомым черно-белый снимок, на котором мне лет 9, я стою у бабушкиной, старой кровати в одних колготках и белой блузке с орнаментом из динозавров. В руке у меня раритет, дедушкин ФЭД с которым я провела в руках треть бессознательного, счастливого детства. Тогда родилась эта лихорадка, слушать мягкий щелчок затвора, воспринимать окружающую тебя действительность как монтаж, раскадровку, некий кинофильм 30х годов, застывшие, яркие снимки.
Есть ли человек, которого ты можешь назвать своим учителем или ты самоучка? Твой любимый фотограф, на кого ты хотела бы равняться?
Мой любимый фотограф Грегори Крюдсон, снимающий по принципу – фильм в одном кадре, с похожим на сон видением таких режиссеров, как Стивен Спилберг и Дэвид Линч.
Своим учителем я бы хотела назвать терпение. Все, что из себя представляет фотография мне приходилось открывать самой, как почтовые посылки. Хотя серьезно заниматься фотографией как «наукой» пришлось в 16 на 1м курсе ВГИКа. Изучали Основы фототехнологии, Историю фотографии, Историю искусства, Оптику, Композицию и проч.
Ты работаешь в жанре портрета, почему именно этот жанр? Не пробовала ли ты заняться каким-нибудь другим видом фотографии?
Из всех жанров только через портрет я нахожу возможным, высказать все то, что пытается вырваться из меня наружу. У меня есть вопросы, и я нахожу ответы в людях. Пытаюсь вывернуть их перед камерой наизнанку, показать все, что они скрывают или бояться сказать. Большего мне не нужно, я счастлива, делать то, что делаю.
Твои герои преимущественно девушки, есть и парни – но все они молодые люди. Это более чем естественно, но не пробовала ли ты снимать людей значительно старше тебя? У ковровских любителей фотографии, объединенных в фото клуб «Ковров» это какая-то фишка, около трети работ на их выставках – старики. Вообще, как ты оцениваешь творчество ковровских фотографов?
Я снимаю людей из своего окружения, я рассказываю только о том, о чем могу рассказать людям. Мне чужда старость, я всего лишь пока ее не понимаю. В своих кадрах я раскрываю движение, бесконечный ритм жизни. И знаете, я не боюсь пробовать, я попросту еще не сдаюсь. Не подпускаю к себе «тяжелые», рабочие руки людей прошедших через половину своей нелегкой жизни. Я ничего не смогу вам о них поведать.
С тех пор как я покинула город в Коврове начала активно развиваться фотография, появилось много людей, действительно отдающих себя этому делу. К сожалению, я совсем не успела застать «это время» и совершенно не имею о нем никакого представления. Я начала свой путь тогда, когда в городе этим совсем никто не интересовался. От себя могу сказать, что творчество большинства этих людей оставляет на моем лице искреннюю улыбку. Вы вдохновляете меня так же, как когда-то я вдохновляла вас.
Портрет Наташи Дементьевой в исполнении Германа Моисеева
Я заметил, очень часто ты совмещаешь два кадра в один снимок. Это попытка рассказать историю в одной фотографии?
Да, именно так. Но, наверное, вы не заметили, что так было раньше. Я уже очень давно отвыкла от этой привычки и лишь иногда совмещаю кадры. Иногда мне попросту кажется, что один кадр не сможет целостно существовать без второго. Вместо этого теперь подхожу к итогу работы над кадром, как к серьезному, идеально завершенному материалу в художественном и техническом плане.
Как ты находишь себе моделей для съемки? Как вообще поставлен у тебя процесс съемок?
Как я уже говорила это всего лишь люди из моего окружения, обычные люди, как и любой из вас: близкие, друзья, знакомые, кто-то, кто учится или учился со мной вместе и т.д. Нет какого-либо жесткого отбора, разве что не всегда соглашаюсь поснимать незнакомого человека, который об этом просит.
Раньше процесс съемок заключался в тщательной подготовке. Несколько дней уходило на продумывание идеи, поиск места, поиск реквизита и решения как будет выглядеть человек на фотографии. Теперь я оглядываюсь и понимаю, что всего-навсего пыталась подменить жизнь чем- то надуманным и искусственным. Фальшивые декорации и эмоции. Теперь это только чувства и импровизация. Я и «моя муза» (так я называю своих моделей) цепляемся лишь за набросок определенной идеи, относительно быстро определяемся с местом и идем снимать. С годами мне стало важно, что от самого процесса хочет сама «муза». Я специально поначалу тяну процесс, разговариваю с человеком, объясняю, пытаюсь рассказать, что чувствую я и хочу услышать в ответ ту же искренность. Почти всегда снимаем под музыку, даже если выезжаем за город. Мне важно добиться от человека раскрытия себя в движении. Человек слушает меня, человек расслабляется, отдается идеи и начинает «идти». Моя задача – успеть заснять самую яркую точку движения и остановить ее на снимке навсегда.
Много ли времени у тебя отнимает создание готовой работы, на мой непросвещенный взгляд, твои фотографии подвергаются довольно серьезной обработке?
На самом деле все зависит от кучи непредсказуемых мелочей: время, настроение, привкус от итога проделанной работы. Бывает так, что лучше оставить что-то на день другой и обдумать чего именно я хочу от исходника. В исключительно редких случаях берусь за некоторые кадры через месяцы или даже год. Выходит неожиданный и приятный сюрприз, когда человек спустя такое количество времени обнаруживает, что есть еще какие-то кадры.
Да, обработка серьезная. Во первых ретушь. Дальше, если я сразу понимаю что нужно делать, кадр выходит минимум за 3 часа, потом сажусь за второй или иду отдыхать. Большую часть времени отдаю размышлению и экспериментом над цветом, форматом кадра, иногда «меняю» свет подручными способами.
Твои успехи, участвуешь ли ты в выставках, имеешь ли публикации?
Ничего того, что принесло бы моим работам большой известности. В 2011 году очень и очень часто публиковали в свежих новостях сайта 500px.com, занимала первые страницы с большим рейтингом на фотографиях. Было приятно, каждый вечер с мамой просматривали новых интересных фотографов, даже общались с кем-то из Канады и Нидерланд. Сейчас уже не та атмосфера и публикации не проводятся. Люди просто «льют» свои работы в портфолио и ждут драгоценных «лайков».
Сейчас периодически публикуют в социальных сетях в достаточно больших и посещаемых группах, улыбаюсь.
Пару месяцев назад одна работа заняла в конкурсе 3 место, получив приз зрительских симпатий, и попала на крупную выставку, правда вот я на эту выставку так и не попала. Уехала из города к семье на выходные.
Работаю для журнала iKovrov, так что можно сказать, что меня несколько раз печатали в глянце.
Твои планы по окончании учебы, хочешь ли ты стать профессионалом от фотографии? В какой «отрасли» Фотографии ты себя видишь?
Скорее нет, чем да, не хочу превращать это в работу. Почему-то появились мысли пойти в дальнейшем на факультет психологии или истории искусства. С детства мечтала учиться на медицинском, быть хирургом, но жизнь складывается, похоже иначе.
Наверное, вижу себя в отрасли психологического портрета.