В ДК «Современник» стоит ударная установка. Рядом — планшет с цифровым учебником, а за ним — человек, чей путь в мир ритма начался в темном подвале. Андрей Плаченов, основатель школы барабанов Drum Colla, рассказывает о деле, которое стало смыслом его жизни. Школе всего год, но вокруг нее уже собралось около 30 учеников.
- «Школу открыть может каждый. Купил инструмент — и вот ты преподаватель. Но в чем фишка? Чему ты будешь учить? Нужна система», — начинает беседу Андрей.
Путь от подвала к системе
История любви Андрея к барабанам — в двух воспоминаниях. Первое, мистическое, из детства: темный подвал на улице Маяковского, где в полумраке стояли загадочные барабаны. Второе — осознанное, в 15 лет, когда он увидел установку «воочию» и понял, что хочет играть. Начались поиски: самодельные «установки» из банок, записи на магнитофон, репетиции в школьной коморке.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Музыкального образования нет — барабаны стали параллельной вселенной к основной строительной специальности. Путь был тернист: Андрей искал знания везде — в интернете, учебниках, ездил на частные уроки. Именно тогда он столкнулся с проблемой: готовой, понятной и универсальной системы обучения не существовало.
- «Я стал разрабатывать свою программу. Универсальный подход, где ты бьешь со всех фронтов сразу: ноты, рудименты, ритмы, брейки, стили».
Так родился цифровой учебник — живой, постоянно пополняемый конспект всей его системы. Это не просто сборник упражнений. Это логичный путь, превращающий сложную ритмическую «математику» в увлекательную игру. Здесь нет классического нотного стана — вместо него буквенные обозначения рук (R — right, L — left) и ног, ритмические диктанты и этюды.
- «На клавишах у вас цифры пальцев, а у нас — буквы рук. Ритмическая часть одинаковая: четверти, восьмые, шестнадцатые. Только у вас разные ноты, а у нас — разные конечности и разные барабаны», — просто объясняет Андрей. Для человека с образованием пианистки понятно, что это «сольфеджио для барабанщиков».
Индивидуальность и первый урок
В школе нет и не будет групповых занятий. Андрей убеждён:
- «Групповой тренинг не признаю. Пять человек одновременно начинают играть — тут не достучишься. Один понял, другой нет, бардак… Только индивидуальный подход!».
О творческом потенциале. По словам Андрея, ему достаточно одного занятия, чтобы увидеть, «горят» у человека глаза или он просто пришел попробовать.
Прямо во время интервью Андрей дает микро-урок. Объясняет, как держать палочки («большой палец сверху, оставляем дюйм»), и буквально за несколько минут учит нашу модель Викторию соединять восьмые и шестнадцатые ноты в простой, но уже осмысленный ритмический рисунок.
- «Чтобы тебе это правильно все сшить, я тебе руки подпишу», — комментирует он, показывая, как система работает на практике. Вика, сначала сбиваясь, быстро входит в ритм. «О, здорово!» — её восклицание лучше всего говорит об эффекте.
«Маржоретки», Глеб и будущие звёзды
Прежде чем создать школу, Андрей десять лет посвятил женскому барабанному оркестру «Маржоретки», который сам и основал в Коврове в 2012 году. После кастинга от 26 девушек-соискательниц тогда осталось 16. И это был тот самый костяк, который через полгода представил первый номер. Сейчас оркестром руководит ученица Андрея, Дарья Белякова, а сам маэстро полностью сосредоточился на ударной установке.
О маржоретках напоминают барабаны, которые хранятся тут же, в студии Андрея. Кстати, оказывается девушки-барабанщицы маршируют, не удерживая барабаны на весу. Для этого есть специальные устройства-держатели, которые надевают на плечи, а уже на них — барабаны.
Гордость школы Андрея — 12-летний Глеб Капустин. Он пришел не новичком, а юным барабанщиком с трехлетним стажем, для «коррекции и поднятия технического уровня».
- «Они бьют по всем фронтам, — говорит Андрей о Глебе и его целеустремлённой маме. — Где есть знания в городе, они туда приходят: и в музшколе, и у меня, и на других площадках».
Эта стратегия даёт плоды: Глеб побеждает на российских и международных конкурсах.

«Когда можно начинать?» — «Как до педали достанешь»
В студию заглядывает маленький Ярослав, которого мы на съёмку взяли в качестве модели. Однако малыш заинтересовался не на шутку — не столько позировал, сколько пытался овладеть барабанными палочками. На вопрос, со скольких лет можно учиться, Андрей улыбается:
- «Хотя бы лет 7-8. Как только до педали доставать будет».
Начать брать уроки в самом юном возрасте, как выяснилось, не только интересно, но и полезно для ребёнка. Детских историй у Андрея предостаточно. Например, одного из его юных воспитанников Мирона мама привела в школу барабанов вскоре после операции на пупочной грыже. Врачи порекомендовали начать заниматься барабанами в качестве реабилитации.
Андрей знает, что в городе много сильных действующих барабанщиков.
- «Но преподавать берётся не каждый. Надо уметь объяснить. Ты взаимодействуешь с людьми, ты их обучаешь. Это отдача энергетическая. Каждому надо подход найти», — отмечает наш собеседник.
В конце беседы Андрей возвращается к сути — что такое игра на барабанах:
- «Я всё-таки думаю, что это больше математика. Есть сложные вычислительные полиритмические модели, которые можно сыграть. Это экспериментальные вещи».
Школа Андрея Плаченова — не просто место, где учат бить в барабаны. Это лаборатория, где ритм, логика и страсть соединяются в стройную систему. Систему, которая за год собрала целый класс учеников и готова открыть мир «звучащей математики» всем, кто этого хочет…
Фото: Анастасия Тарасова