23 апреля по результатам конференции по выборам ректора был избран новый ректор Ковровской академии на следующие 5 лет. Им стал Тимофеев Михаил Юрьевич.
Корреспонденту портала GorodKovrov.Ru удалось первому взять интервью у Михаила Юрьевича и узнать ответы на все актуальные вопросы о высшем образовании в нашем городе:
С академией у меня связана вся трудовая жизнь. Я выпускник академии, окончил ее в 1977 году, после окончания работал инженером-исследователем на кафедре «гидропневмоавтоматики и гидропривода». Потом служил в армии, как было положено в те времена выпускникам ВУЗов, после чего вернулся в Ковров и был приглашен кафедрой на преподавательскую работу. С августа 1979 года по настоящее время работаю в академии. Все это время занимаюсь преподавательской деятельностью. Начинал, как все, с ассистента, потом работал старшим преподавателем, доцентом, профессором. В 2002 году руководство академии предложило мне работать деканом «Вечернего Механического Факультета». На этой должности я работал 5 лет. Достаточно интересный и важный этап моей жизни, поскольку это была моя первая административная должность. Затем я работал на проректорских должностях. Сначала был проректором по научной работе, а до последнего времени являлся проректором по учебной работе и развитию, отвечал за аккредитацию и аттестацию нашей академии, которую в 2009 году мы успешно прошли. В общем-то, я имею достаточно богатый управленческий опыт.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Преподавательскую практику никто не отменял. Помимо ректорской работы я еще на долю ставки преподаю, да и общение со студентами очень важно и нужно руководителю.
Сейчас входим в штатный режим. Тяжело, конечно, потому что выборный период шел достаточно долго, почти 4 месяца, но конференцией было принято решение о моем избрании ректором КГТА. Сейчас самое главное – обеспечить набор, провести все необходимые агитационные мероприятия, привлечь к нам абитуриентов, выполнить государственный заказ.
Я ответственно принимал решение, когда подавал заявление на должность ректора. Решение было непростое, т.к. ответственность гигантская, ситуация с высшим образованием в стране не простая, связано это с демографической причиной – снижается количество выпускников школ, возникает проблема с набором. Также система зачисления выпускников в рамках ЕГЭ снижает конкурентоспособность региональных вузов, поскольку существует стремление молодых людей в крупные города, а сейчас с помощью ЕГЭ такая возможность дана, но наша задача – удержать молодежь, причем перспективную молодежь, которая в дальнейшем сможет составить «костяк» ковровской интеллигенции на промышленных предприятиях.
Существует некоторая необходимость реформировать управленческую структуру академии, оптимизировать функции подразделений и их состав.
Как ректор, ситуацию с отчислением студентов, я комментирую следующим образом: престиж академии в большой степени зависит от качества подготовки наших студентов, а когда их существенная часть не успевает, то это не есть хорошо, на престиже академии это сказывается очень неблагоприятно. Я прекрасно понимаю, что такие проблемы возникают у молодых людей, в том числе из-за огромного количества интересов в молодости: спорт, творческие мероприятия и личная жизнь – но главное в это время – учеба. Окончательный приговор 1 мая по студентам, которые остались неуспевающими, так категорически приниматься не будет. Будем анализировать каждую конкретную ситуацию. Главное – устойчивая и однозначная динамика, что конкретный студент стремится стать успевающим.
Заниматься только учебой или реализовывать себя еще в общественной деятельности каждый выбирает сам. Есть люди, которые хватает времени и таланта на все, но существует ситуация, когда молодые люди слишком увлекаются: им все очень нравится, они нравятся аудитории – тут существует некоторая опасность, что возникает некоторый «перекос» и пренебрежение учебой. Но все зависит от человека, ведь если человек талантлив, то он талантлив во всем. Если студенту общественная жизнь мешает в учебе, то, скорее всего, этот человек просто пошел не по тому пути.
Ученый Совет порой настороженно относится к тому, что, как, по крайней мере, кажется, поощряются в первую очередь вне учебные дела. Дело в том, что у нас достаточно большой спектр стипендий, поэтому за учебу наши студенты поощряются серьезным образом. Есть молодые люди, получающие стипендию Ученого Совета, Президента РФ и Правительства РФ.
Перспективность выпускников КГТА во многом зависит от них самих. Те молодые люди, которые готовят себя к профессиональной жизни, получают качественное образование и при этом взаимодействуют с предприятиями, на которых они проходят практику – поэтому они вполне конкурентоспособны.
С прошлого года в стране введена двухуровневая система образования. Альтернативы ей нет. Поскольку система новая, то она создает свои проблемы. Связано это с тем, что у работодателей эта система не всегда находит должное понимание, потому что, по мнению многих, бакалавриат — это недостаточный уровень для инженерной подготовки, Должный уровень может быть обеспечен, если в тот же период очень интенсивно проходить профилизацию на каком-либо предприятии, а магистратура – это уже высший уровень, который не всем нужен.
Проблема с преподавательским составом есть, причем очень серьезная. Поскольку заработная плата у преподавательского состава не высока, мы стараемся создать такую систему, при которой была бы возможность удержать молодого преподавателя, дать ему стимулы и для роста его карьеры и зарплаты. Я, как ректор, готов всемерно содействовать творческой деятельности и удовлетворению материальной обеспеченности молодых преподавателей.
В связи с реорганизацией в вооруженных силах, те военно-учетные специальности, по которым наша академия готовит офицеров запаса, теряют востребованность. Поэтому мы ведем работу, чтобы открыть новую военно-учетную специальность, по которой будет обеспечен заказ Министерства Обороны. Такая работа уже началась, произошли первые встречи с заместителем главнокомандующего сухопутными войсками генерал-майором Петровым с просьбой рассмотреть возможность перепрофилирования военной подготовки. Руководство города нас в этом вопросе активно поддержало.
Я считаю, что чем более образован человек, тем более достойно общество в стране. Поэтому желательно, чтобы все, кто ощущает потребность в высшем образовании, его получили, только в виде реального образования, а не просто «корочек». Если человек чувствует необходимость повышать свой образовательный уровень, то ему такая возможность должна быть предоставлена, но он при этом должен трезво оценивать дальнейшую востребованность того образования, которое он получает. Я считаю, что высшего образования достойна большая часть нашего общества.
Опасений в сокращении бюджетных мест нет, но есть проблема в другом: государство сохраняет объем мест, но количество выпускников школ становится меньше и конкурс снижается, поэтому и качество приема снижается. Когда нет конкуренции, то качество всегда страдает. Несколько лет назад, когда студентов было раза в два больше, то качество набора было выше, потому что конкурс был другой.
Элемент циничности в крупных городах существует, количество набора на бюджетные места определяет бюджетное финансирование ВУЗов, которые заинтересованы получать как можно больше абитуриентов. При этом социальная инфраструктура не всегда соответствует тем условиям, которые заявляет тот или иной ВУЗ. Например, 100% заселение в общежитие, а потом выясняется, что студенты зачислены в ВУЗ, а с вместимостью общежития большие проблемы, а снимать квартиры посильно далеко не всем.
С точки зрения численности претендовать на статус университета КГТА не может, потому что контингент у нас слишком невелик, с другой точки зрения мы даже сейчас по ряду признаков можем соответствовать университету, мы реализуем подготовку и проводим обучение по 10 укрупненным группам специальностей, что с запасом соответствует новому статусу. У нас есть 2 диссертационных совета, есть аспирантура и докторантура – по ряду позиций мы вполне соответствуем. Но в данный момент не та ситуация. Сейчас мы должны обеспечить такой престиж академии, чтобы себя уверенно чувствовать и развиваться. Чтобы и работники были удовлетворены условиями работы, и был спрос со стороны обучающихся на получение образовательных услуг и, конечно же, чтобы качество образования соответствовало современным требованиям.
Студентам желаю успехов во всем и завидую, потому что учеба в ВУЗе – самое замечательное время. Нужно получить широкий круг друзей, товарищей на будущую жизнь, получить высшее образование и подготовку к дальнейшей непростой жизни.