В уютном кабинете Дома культуры им. Дегтярёва, режиссёр Евгений Соколов рассказывает о том, как выбирает пьесы, распределяет роли и почему «Ревизор» собирает полные залы, а философские постановки остаются без зрителей. Мы обсудили не только творческие принципы, но и то, как театр уживается с семьёй, платят ли актёры за занятия и почему в искусстве важны не знания, а «горящие глаза».

«Пьесы выбираю под актёров, а не наоборот»
Как вы выбираете произведения для постановок, для спектаклей? На чём вы основываете свой выбор в целом?
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
- «Я сам писал пьесы. Мне было лень выбирать, и поэтому я писал сам, это проще. Ну такой был, уверенный, молодой. Сейчас я позволяю себе только править гениев, которые пишут»

При выборе пьесы для постановки, первое на что обращает внимание Соколов — это количество героев и их половая принадлежность.
- «Я понимаю, что люди, которые приходят в театр, они хотят выступать на сцене. Желательно, чтобы это было не слово «кушать подано», а что-то побольше. Если у меня 10 девочек и 5 мальчиков, ищу пьесу под них. Меняю пол персонажей, совмещаю роли. Вот, у меня есть люди, все передо мной. Хочу поставить Шекспира, но из этих людей нет ни Ромео, ни Джульетты. Не подходят ни по типажу, ни по возрасту, ни по таланту, который бы вытянул. Поэтому, как бы я не хотел поставить это, но с «Ромео и Джульеттой» так не выйдет — если нет подходящих актёров — не ставлю».

Самый сложный этап — найти материал с равнозначными ролями. Например, для прошлого сезона адаптировали «Музы непокорённого города», чтобы задействовать всех. А как в целом происходит распределение ролей? В других театрах проводят кастинги, у вас же такого нет.
- «У меня всё проще — есть список актёров и таблицы с ролями. Открываю пьесу и сразу прикидываю: вот главный герой — на него «садится» в воображении кто-то из труппы, например, Логинов или Святсков. Потом смотрю, кто мог бы играть второстепенных персонажей. В «Жил человек» нужен был дед. Думал — Сашка Логинов сыграет органично. Но если бы не было подходящего актёра – не ставил бы»

Непростой момент — когда остаются 5–10 незадействованных актёров. Хочется, чтобы люди были задействованы все. Понятно, что в равной степени не будет у всех одинаково, но хотя бы приближённо хотелось равноценных ролей.

В последнее время много двухактных действий. Видимо, это как раз одно из решений, чтобы ролей всем хватило. Как обычно проходят репетиции таких больших проектов?
- «Сейчас мы не боимся ставить пьесы в двух действиях. Да, у нас их много стало в последнее время, раньше было меньше. Это тяжело и для актеров, и для меня, и репетировать тяжело. Репетиция с 19 до 21 вечера, полностью не успеешь прогнать. А это значит что? Одна репетиция — одно действие, другая репетиция — другое действие. Пока одно репетируем, забыли второе действие. Стали второе, забыли первое. Вот такая техническая задача»

«Театр — не сказка»
В театр каждый год происходит набор новых актёров. Интенсивные занятия длятся полгода: объясняют, что театр — «не сказка», обучают сценическому движению, речи, импровизации. Уже в первом сезоне новички играют в спектаклях, например, в «Последней осени».

Возникает проблема: нехватка времени. Репетируем с 18:00 до 21:00, и приходится совмещать работы над новыми, зачастую сразу двумя спектаклями. И приходиться ещё планировать вводные занятия для новичков. Сейчас Соколов подумывает над созданием отдельной группы для людей, которые не хотят выступать в спектаклях, а позаниматься для души:
- «Думаю группу открыть для тех людей, которые актерствуют только для себя, не для выхода на сцену. Есть такие взрослые люди, которые просто хотят развиваться, чуть раскрепоститься, хорошо провести время, но на сцену, именно в спектакле, это не основная их задача, нет такого желания»

Не так давно занятия в театре «Вертикаль» стали платными. Не отпугивает ли это людей? Особенно подростков, которые не имеют собственного заработка.
- «С недавнего времени актёры платят 1600–1700 рублей в месяц. Родители подростков поддерживают. И знаете, первый раз за 20 лет не отвалился ни один человек»

«Ребёнок растёт в театре»
Как совмещаете работу с семьёй? Перед премьерами репетиции длятся до позднего вечера. Маленькая дочка Дуняша часто бывает в ДК:
- «Вчера бегали по коридорам, вечером она сидела на репетиции. Нормальные дети в 10 спать ложатся, а у нас график сдвинут. Это сложно совмещать, но опять мы говорили много об этом с женой. У нас другого выхода нет кроме как ну то есть либо менять род деятельности что уже наверное поздновато. Хотя ничего никогда не поздно»

Евгений проводит тренинги по речи и актёрскому мастерству. Говорит, что это и заработок, и саморазвитие:
- «Возможность провести курсы – это и заработать, но это и возможность самому узнать что-то новое. Потому что иногда тебе кажется, ты уже в околотеатральной тематике многое знаешь, но много – не значит всё»

Да, театр отнимает много времени, но если всё-таки появляется свободная минутка, интересно, чем себя занимает «гигант мысли». Из хобби — бег, катание на велосипеде, плавание и кино. Любит читать книги, но «для души» удаётся редко: «Только пьесы и профессиональную литературу».

Евгений Валерьевич давно в театральной деятельности, поставил огромное количество спектаклей. Но…
…был ли спектакль, который разочаровал?
- «Любой спектакль который я делаю он не идеален. Да, в одном спектакле вот этой неидеальности, ошибок больше, а в другом меньше. Говорить, что там я недоволен прямо или доволен, я не скажу. Когда ты посвящаешь делу определенный отрезок своей жизни, то, конечно, оно прирастает к тебе»
А какой ваш самый посещаемый спектакль? На что люди чаще хотят смотреть?
- «Это «Ревизор» — хоть он и «навяз в зубах» со школьных времён. Все знают сюжет, вот и идут. А «Жил человек» или «Свеча горела»… Для меня они близки, но зрителей — копейки. Признаюсь, обидно»

Происходит это по очень простым причинам. Зрители выбирают проверенное. Философские вещи требуют другой подготовки — и от театра, и от публики. Ещё надо лучше рекламировать, объяснять, зачем это смотреть. Но режиссёр не профессиональный пиарщик, ему бы просто ставить спектакли. Самому привлекать народ тяжело, потому что Соколов достаточно самокритичен.
Почему, по вашему мнению, люди идут играть в театр?
- «По-разному. Кто-то ради искусства, кто-то за общением, кто-то за всем сразу. Главное — горящие глаза. Если человек «горит», он останется, даже если пришёл случайно», — заключает Евгений.

Почти все участники «Вертикали» обычные рабочие или школьники. Днём они работают и учатся, а вечером репетируют. Одно дело, когда кто-то планирует поступать дальше в театральное, а другое, когда школьники идут на технические специальности. Что же для них значит игра в театре? Ксюша Козадаева — участница «Вертикали» (18 лет), будущий инженер, рассказала, как ей помогло участие в театре:
«Театр-это не просто сцена и зрители, а огромный опыт. Благодаря театру я могу спокойно выступать на научно-практических конференциях и без страха отвечать на самые сложные и запутанные вопросы. Общение со старшими актерами по театру не только дало мне шанс учиться у них мастерству выступления на сцене, но и сподвигло больше внимания уделить чтению литературы и просмотру фильмов для более широкого кругозора. Искусство выступления на сцене и люди, которые живут этим, фактически заставили меня взглянуть на жизнь по-новому»
Фото: архив GK, архив театра «Вертикаль»
Очень жаль, что некоторые актеры только на сцене, а в жизни как буки. Шарахаются от людей. Нет открытости.