Когда в Коврове говорят «Новый стиль», то все понимают – речь о танцах. Причём, о танцах разных – от спортивных до классических, от латиноамериканских до восточной экзотики. И дело даже не в диапазоне. Пожалуй, только в «Новом стиле» берутся за постановки танцевальных спектаклей – хореография плюс театр.

С некоторых пор Центр современной хореографии (ЦСХ) «Новый стиль» переехал в KOVROVMALL. Место отличное. Несколько залов для репетиций и тренировок, гардероб с костюмами, которых у коллектива почти в три сотни танцовщиц, очень много. А ещё – собственное мини-ателье.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Можно сказать, что это целая империя, о которой мы говорили с «императрицей» Мариной Чунаевой.
Марина, ты сказала, что «Новому стилю» 30 лет? Даже не верится, ведь это же целая эпоха…
- Пока 29, 30 будет в 2026 году. Начиналось все в конце 90-х с ДК имени Ногина. Мы там с мальчишками танцевали хип-хоп. Хотя нет! Начиналось еще раньше. Был проект «Старт-тинейджер» в котором я сама участвовала. Это было модное тогда молодежное движение, в котором у нас была команда «Сканер». Ее руководителем являлся Алексей Хлебодаров. Танцы, чем-то похожие на современный хип-хоп. Потом я и несколько моих товарищей по команде начали тренировать школьников. Интерес у подростков к обучению таким танцам был высокий, мы проводили кастинги по 20 человек на одно место. И вот, меня пригласили в ДК имени Ногина на работу в качестве тренера по танцам. Это уже было то, что впоследствии стало моим проектом «Новый стиль».
Но ты тогда была совсем юной. То есть, наверняка, родители ожидали, что танцы останутся увлечением, а работу ты себе выберешь другую…
- Именно так! Мама говорила: Ты своими танцами на хлеб не заработаешь. И я всё-таки пошла в педагогический, закончила его. Я работала в школе, а танцы в качестве хобби и подработки. И это само по себе как-то развивалось. Думаю, решающим в моей карьере стал 2007 год, когда из ДК имени Ногина я перешла на работу в ДК имени Ленина.

- Во-первых, подработки в этот период начали приносить мне больше денег, чем основная работа. Во-вторых, у меня появилась возможность основать что-то действительно своё. Я дала себе отчёт в том, что всё кроме танцев в моей жизни – это просто побочная деятельность, от которой надо отказаться ради главного. Получается, моему личному «Новому стилю» немного меньше, чем 30 лет.

На сегодня в ЦСХ занимается более 300 человек. Как удалось прийти к такой массовости? И при этом, как понимаю, устойчивой массовости…
- На мой взгляд, «Новый стиль» – это устойчивый проект, не только творческий, но и бизнес-проект. Ведь у меня ещё и экономическое образование имеется, так что все навыки тут пригодились. Думаю, хорошие результаты принесло то, что я прислушиваюсь к запросу. В ЦСХ человек, который пришёл, может получить всё, что ему захотелось. Если нужны классические танцы – учим танцевать вальс. Если хочется хип-хоп, такая возможность тоже есть. В своё время был очень высокий запрос на восточные танцы, и просто бум танцующих женщин…
Марина, а сама ты какого направления танцовщица?
- Универсальный танцор! У нас вообще такой лозунг в коллективе. Мы растим универсальных танцоров. Поэтому и направлений много разных. Все, кто занимается в «Новом стиле», получают возможность освоить любые техники. Дело только в желании самого человека. У нас можно научиться танцевать с нуля. А можно развить в себе уже существующие навыки. В общем, гибкий подход – залог успеха.

Но успешность по множеству направлений – это необходимость в хорошей и большой команде тренеров.
- Совершенно верно. Именно этим – формированием профессиональной команды тренеров по разным направлениям, я все эти годы и занимаюсь. На сегодня в нашей команде восемь сильных тренеров – костяк. Их дополняют молодые кадры, которые растут как наставники и подтягиваются к уровню более опытных.

Как удаётся сплотить творческих людей? Ведь вы все личности, люди творческие.
- Сложно ответить сходу. Тут и элемент удачи, и терпение. Думаю, хорошо работают на сплочение общие творческие проекты. Такие, например, как с театром «Вертикаль» Евгения Соколова. Мы с Женей, кстати, дружим давно, и общие творческие проекты у нас были, но так масштабно, как это происходит с танцевальными спектаклями – примерно пять лет продолжается.

Ты говорила о том, что один из секретов успеха – следить за трендами. Какие танцы сейчас в тренде?
- Хип-хоп и джаз-фанк . Мне нравится, ведь это очень близко к брейк-дансу, с которым связана моя юность. Всё возвращается на новом витке. Освоить хип-хоп сейчас хотят почти все подростки. И мы готовы научить. Ведь умение танцевать хип-хоп сегодня для молодёжи – это один из способов обрести уверенность в себе, стать популярнее, найти друзей. Это же круто, когда девчонка классно танцует хип-хоп! Она привлекает к себе внимание. И дети понимают это.

А сколько времени нужно тренеру, чтобы научить, скажем, 15-летнюю девчонку так, чтобы она могла зажечь на танцполе? Вот, с нуля, с уровня медвежонка?
- Это все зависит от медвежонка. Если человек говорит, что хочет танцевать, но не прикладывает к этому никаких усилий, ему и года будет мало. А если есть стремление, то достаточно нескольких недель.

Можно немного подробнее о взаимодействии с театром «Вертикаль»? Ты сказала, что это фактор сплочения тренеров. А ещё?
- Наш первый совместный спектакль был «Как воздух». Автором сценария стал Евгений, это был эксклюзив. От нас в спектакле участвовало 14 человек. Опыт был удачный, с тех пор каждый год мы делаем какие-то совместные проекты. Меня часто спрашивают о таких постановках как “Дракула” или “Евгений Онегин”.

- А на мой взгляд, самыми яркими и удачными стали наши сказки «Алиса в стране чудес» и «Синяя борода». Кстати, меня некоторое время многие спрашивали, не родственники ли мы с Евгением. Ведь моя девичья фамилия, когда только начинала танцевать, была Соколова. Мы однофамильцы.

Ваш танцевальный центр чем-то похож на театр. Столько костюмов!..
- Да, много ресурсов вложено в костюмы. Костюмы современных уличных направлений, то есть те костюмы, которые танцоры смогут использовать потом в жизни, ребята покупают самостоятельно, это их собственность. А сложные сценические костюмы мы шьем сами. У нас пошивочный цех.
Марина, как ты видишь себе развитие, что дальше? Что ты хочешь в итоге получить от своей работы?
- Мне кажется… Я даже не думаю об этом. Мы идем, идем, развиваемся… Иногда, признаться, сама себя боюсь – своих планов. Но они с каждым годом все больше и больше.
Фото: Александр Соколов, ещё фото в ВК-альбоме
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!