В Коврове живут и работают представители десятков национальностей, многие из которых — приверженцы ислама. Связующим звеном в диалоге различных культур и религий в нашем городе выступает имам-хатыб мусульман Коврова Вафа Яруллин. Наша беседа Вафой Сейтбатталовичем о так называемом «национальном факторе». Увы, когда речь заходит об угрозах, связанных с терроризмом, данный фактор неизбежен.
Вафа Сейтбатталович, в Коврове мусульманская диаспора проявляет себя активно, в хорошем смысле слова — на массовых городских праздниках, во время акций и флэшмобов. Как Вам удаётся объединить такое большое число представителей разных народов?
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
- Дело не в национальности, а в вере. Мы — мусульмане. Это не зависимо от нации. Любой человек может прийти в наш храм. Национальность не важна, более того, человек может исповедовать другую веру. Но если возникла потребность, возникли вопросы, можно прийти и задать их. Мечеть, как мы говорим, открыта с двух сторон. Всякий, кто желает, может как прийти, так и выйти.

Большой ли приход в Коврове?
- На сегодня в Коврове проживает более 15 тысяч мусульман. Это представители более 16 различных национальностей. Причём, это не только те народы, для которых ислам является традиционным. Есть и русские, и украинцы, и белорусы. Если говорить о тех, кто регулярно приходит в мечеть, думаю, примерно полторы тысячи человек. У православных воскресная служба, у мусульман — пятничная. По пятницам в мечеть приходят семьями, с пожилыми родителями и маленькими детьми.

Получается, что каждый десятый. Но Вас знают и называют своим лидером все мусульмане нашего города. Как Вам удалось обеспечить такую узнаваемость?
- У нас принято приглашать имама в семью на все важные события — от рождения ребёнка до смерти кого-то из родственников. У мусульман свадьба не проходит без венчания — обряда никах. Когда умирает мусульманин, также в дом приглашают имама. Таким образом, я знакомлюсь с семьями. У нас так принято. Для меня эти обязанности важны и почётны.

Не секрет, что традиции мусульманского мира порой вступают в противоречие с образом жизни европейцев… Есть ли такая проблема в Коврове?
- Главным образом, приходится беседовать с теми, кто приехал в Ковров из глубинки Средней Азии. Их необходимо адаптировать к реалиям современного мира. Хорошо, что такие люди ко мне обращаются. В Коврове мусульмане придерживаются традиционного ислама, нет радикальных течений. Однако я, как представитель духовенства, слежу за мировыми новостями и тенденциями. Мы все понимаем, к чему может привести возникновение таких группировок, которые действовали по всей России в период, например, военных действий в Чечне. Отлично помню это время, вспоминаю с болью события, которые в 90-е годы происходили в том числе и в Коврове. Мы через это прошли и, к счастью, оставили в прошлом.
В чём Вы на сегодня видите угрозу возврата радикализма? На что обращаете внимание с учётом жизненного опыта?
- В своё время немало вреда России принесли молодые люди, мусульмане, которые во время обучения в некоторых странах арабского мира подверглись деструктивной обработке, были фактически завербованы. Они возвращались на родину, в Россию и, нахватавшись этой пропаганды, начинали распространять её у себя дома. Это, к сожалению, коснулось и высших духовных учебных заведений. Имам является авторитетом, поэтому каждое его слово должно иметь вес. В последние годы мусульманское духовное образование стало возможно получать в России, и это уже приносит хорошие результаты. Отличные исламские университеты в Москве, в Казани, в Уфе, в Махачкале, в Чечне.
Ваш опыт духовного наставника — несколько десятков лет. Как Вы оцениваете перемены в России за этот период? Что изменилось к лучшему, а какие вызовы добавились?
- Более 35 лет являюсь духовным лицом. Действительно, опыт накоплен. Отмечу, что начиналось всё с неосвобождённой работы. Основная работа была на заводе. 10 лет был руководителем мусульманского движения НУР (Свет). Приходилось в рамках этой работы поездить по стране — в 72 регионах России побывал и за рубежом, в странах арабского мира. Да, теперь можно сравнить и обобщить. Сейчас, когда общественная и духовная деятельность связана с Ковровом, могу отметить, что для мусульман, проживающих в России очень важен тесный и неформальный контакт с властями. Нельзя замыкаться, необходима открытость.
Разного рода общественных советов при администрации в истории Коврова было немало. Но нередко их работа носила формальный характер…
- Не соглашусь. Во всяком случае, те общественные объединения и советы, в которых участвовал, всегда решали конкретные практические вопросы. Взять хотя бы участие диаспор в общегородских праздниках. Здесь формальный подход не годится. Мне приятно, что на День России и на День города представители разных национальностей собираются вместе, надевают национальные костюмы, с гордостью демонстрируют свои традиции. А когда мы можем объединиться в радости, то и в беде будем сплочёнными. Так, представители диаспор на протяжении всего периода проведения СВО оказывают большую помощь по сбору средств, гуманитарных грузов. Большую работу мы проводили в то время, когда нужно было принимать и адаптировать беженцев. Одну из первых групп беженцев, более 70 человек, приехавших в Ковров, кстати, принимала именно татарская диаспора. Мы быстро сориентировались, что людям нужно — продукты питания, одежду, обувь — всё это было закуплено, собрано и передано. И мне было несложно собрать наших и оповестить — мы сплочённые.
Вы коснулись темы СВО. В этой связи вопрос: не стало ли массовое переселение беженцев в российские регионы фактором угрозы?
- Конечно же, с учётом опыта по работе с беженцами (ещё с времен чеченских войн) мне отлично известно, что для враждебно настроенных групп беженцы — отличная возможность внедрить так называемых «своих людей». С первых дней приёма беженцев мы обращали внимание на то, с какими настроениями приезжают люди, кто они. И, надо заметить, удалось выявить потенциально опасных людей, которые под видом беженцев приехали во Владимирскую область. К сожалению, всех выявить не удалось. Но мы по-прежнему внимательно отслеживаем эту ситуацию.
По каким критериям Вы оцениваете степень потенциальной угрозы, когда общаетесь с беженцами?
- Принципы те же, что и были 20-30 лет назад. Если человек сорвался с малой родины в связи с горем и бедой, на новом месте он прежде всего стараются понять, как живут люди, какие традиции, и с уважением отнестись к месту и людям, куда приехал. Это можно отнести, кстати, как к беженцам с украинских территорий, так и к тем, кто приезжает в Ковров из Азии. Если люди бегут от беды, это видно. У них понятные запросы. Если нужна одежда — говорят об этом. Если требуются канцтовары для детей, тоже говорят. Детей стараются определить в школы и детские сады, сами стараются найти работу. В общем, нормальное здравое поведение. Но бывает иначе, и тогда нужно конкретно разбираться в каждой ситуации.

Мусульманская диаспора активно включилась в сбор гуманитарных грузов в зону проведения СВО. А в целом какого отношение мусульман в Коврове к спецоперации?
- Мы приняли эту боль как свою. И здесь важную роль сыграл тяжёлый опыт межнациональных конфликтов прежних лет. Мы как никто иной понимаем, насколько разрушительно разобщение в такие времена. В зону СВО из Коврова отправилось немало представителей диаспор. Есть среди них герои, есть раненые, есть, к сожалению, погибшие. Каждую свою проповедь начинаю именно с этой темы. Наши ребята воюют, им надо помочь. Важно, что вне зависимости от национальности мусульмане едины в данном вопросе. В числе погибших, которые отправились на СВО есть киргизы, азербайджанцы, татары. Их тела пришли, они похоронены на нашем кладбище… Они защищали родину и погибли как герои.

Как вы считаете, какой бы совет вы хотели бы дать представителям вашей общины в деле взаимодействия?
- Нужно единство. Нужно чётко и ясно понимать, что действительно есть враждебные силы, которые стремятся нас разобщить, именно по национальным признакам, по религиозным признакам. Хотели когда-то Кавказ отделить, не получилось. Сейчас вся страна видит примеры массового героизма представителей кавказских народов на СВО. Самый первый боец, который получил звание Героя России на СВО, это дагестанец! Сейчас мы перед лицом беды едины. И вместе пройдём испытание. Думаю, это самое важное.
Что, с Вашей точки зрения, необходимо властям Коврова для предотвращения угроз межнациональной розни? На что бы стоило обратить внимание?
- К счастью, тяжёлые времена прошли, предпосылок для возврата к межнациональной розни на сегодня в Коврове не вижу. Хотя если оценивать ситуацию в целом по стране, неспокойные регионы всё ещё есть. Однако Владимирская область в этом плане благополучна. Я со своей стороны веду работу по сплочению представителей разных национальностей по конфессиональному принципу. Вера объединяет. И к этому необходимо объединение на культурном уровне, светском. Есть национальные и религиозные традиции, которые следует помнить и хранить. Но есть ещё и современные реалии, принципы жизни. На мой взгляд, главная задача властей и общественности — гармонично сочетать. С одной стороны — нас, мусульман, уважают и дают возможность соблюдать наши традиции. С другой стороны, мы должны с уважением относиться к традициям и принципам жизни того региона, где живём, работаем и создаём семьи.
Фото: Дмитрий Кулешов