Юрий Буланов – ковровский художник, история которого довольно необычна. Живопись стала частью его жизни более 20 лет назад. Однако это было не создание картин, а их продажа и коллекционирование. Стать художником помогло… стечение обстоятельств.
Обнаженная в воздухе
Наше знакомство было спонтанным. Хотя казалось бы, несколько лет редакция GK и мастерская Юрия расположены по соседству. Просто встречались и дежурно здоровались в офисных коридорах, пока однажды не увидели, как Юрий заносит к себе в мастерскую картину с очень красивой обнажённой моделью. Интересно…
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
- “Это не моя работа – купил. Понравилось. Завидую автору”.
Потому что ему позировала обнажённая натурщица?
- “Не в этом дело, хотя, конечно, девушка очень красивая. Меня в этой картине поразило то, как расположена модель. Она словно парит в пространстве. Надо же было додуматься вот так свою модель “подвесить”…
На вопрос, много ли у него ещё таких “подвешенных”, Юрий рассмеялся и пригласил на экскурсию в свою мастерскую. Там удивило многое. Во-первых, помещение производило впечатление аккуратно прибранного офиса. А как же знаменитый творческий беспорядок? Во-вторых, по всем стенам висели картины, автором которых Юрий не являлся. Получается, что художник вдохновляется творчеством коллег?
Творческая ревность
Хозяин мастерской пояснил, что никогда не испытывал мук творческой ревности. Наверное, потому что на работы всех художников он смотрит одновременно и как мастер, и как потенциальный покупатель? О мастерской Юрий сказал так:
- “Все люди разные. И все художники разные. Кто-то любит беспорядок, кто-то чистоту как я . Бывает, в мастерской по два раза за день полы мою. Просто мне так нравится…”
А в живописи такие предпочтения и образ жизни как-то проявляются?
- “В живописи проявляется всё. Ведь через живопись художник себя выражает. Он видит нечто, пропускает это через себя, как в миксере проворачивает, и – вот она, картина. Стиль живописи – это как стиль вождения автомобиля. Вы замечали, что дураками чаще водителей называют, хотя дураков-пешеходов ничуть не меньше. Просто когда ты за рулём, твой темперамент проявляется резче. Так и в живописи. Она проявляет натуру человека”.
- “Есть спокойные художники, а есть эмоциональные. Кто-то холст готовит тщательно, всегда держит наготове чистенький холстик, красочки ровненькие, каждая красочка с названием…”
Только тут заметила, что на фоне общей чистоты и порядка прилегающий к мольберту пятачок у Юрия несколько “взубдораженный” – всё же творческий бардак имеет место быть.
Картина как вспышка
Мы начали говорить о картинах. Юрий пытался объяснить, что картина – это самовыражение художника. В моменте. Просто высказывание через кисть и краски. Иногда это выхваченное мгновенье, иногда вспышка-воспоминание. И какое бы абстрактное не было изображение, это всё равно правда.
- “Вот весь мир говорит о “Джоконде”, её загадочной улыбке. Но это всё придумали искусствоведы, что там было в голове у Да Винчи, кто ж знает?.. На мой взгляд, никакой загадочной улыбки нет. Просто женщина, она улыбается. Возможно, это была не самая лучшая из её улыбок даже. Что-то типа фото, которое может быть неудачным. Я так думаю, но я ни в чем не уверен…”
То, насколько расходятся суждения искусствоведов и мысли художников, для Юрия, похоже, больной вопрос:
- “Помню проходила выставка какая-то. По мне – банальная. Тем не менее, картины презентовали в качестве изображений, которые лечат. И люди даже говорили, будто бы несколько человек действительно пришли, посмотрели и от чего-то вылечились. Не знаю, как они там смотрели… Меня вот картины не лечат. Они меня или поражают в хорошем смысле слова или вызывают критические мысли”.
А как же так называемая энергетика живописи?
- Энергетика возникает в нашей голове. Удивление, неприятие, непонимание или восторг от увиденного. Одна и та же картина может дать одному негатив, другому – позитив. Энергетика ровно такая, как хочет и ожидает человек.
Получается, что художник никакой энергетики в картину не закладывает?
- “Ну, нет. Здесь вообще всё по-другому. Мне один художник рассказывал, как вечером в феврале писал картину. Он говорил: “Было очень холодно, ни о чем не думал, просто замерз как собака, краски заканчивались, и я махал кистью так, чтобы побыстрее закончить, пока солнце не зашло. Ведь закат каждый раз разный…” То есть, энергетика была – он хотел поймать мгновенье заката. А потом на выставке искусствовед про эту картину навертела про какую-то эзотерику и бог весть что… Поэтому когда я слышу: “Эта меня погружает”, то я знаю, что ключевое слово «меня». Да, именно тебя, возможно, эта картина куда-то погружает. А художник просто написал, как есть “.
А что насчёт абстракции? Это же фантазии…
- “В живописи очень сложно что-то придумать. Вот, кому-то комплиментом служит фраза «О, как похоже». А по мне, так это низменное прибежище живописца. Чтобы было похоже, зовите фотографа. И будет похоже. А художник оставляет место для размышления – хорошего или плохого. Кстати, об абстракции. Есть у моего знакомого картина – зимний пейзаж. Там снег малиново-розовый. И это не абстракция. Я специально приехал зимой на то место, где писалась картина. И в закатный час снег был именно такого цвета – такое преломление света. То есть, картина, которая кому-то покажется фантазией, на самом деле абсолютно реалистична”.
То есть, чтобы понять эту правду картины, понадобилось личное знакомство с художником…
- Возможно, но не обязательно. Например, вот эта девушка в платке… Картину увидел на аукционе, сразу влюбился в портрет. Эта строгость, как будто укор в глазах… Что хотел художник? Возможно, ничего не хотел. Этого не узнать. Бывает так, что художник написал портрет на заказ, а заказчику не понравилось. Именно потому, что “не похоже”. Нередко именно такие “непохожие” картины и приобретают особый смысл и ценность.
Есть ли понятие “рука мастера”?
- “Ну, конечно! И тут как раз нередко характер и темперамент художника проявляется и в манере, и в палитре. Сдержанный человек – сдержанные неяркие краски…”
Путь в искусство
Вы упоминали, что художником стали после нескольких лет коллекционирования и продажи картин?..
- “Художником стал в 40 лет, то есть не в юности. Вначале я коллекционировал и перепродавал картины. В том числе занимался продажей картин ковровских художников. Однажды из Москвы поступил крупный заказ для моего художника. Я купил краски и холсты и отвез предоплату. А художник начал пить. Пил месяц-два. А заказчик спрашивал, где картины. Я пошел к своему художнику, а тот руками развел. Деньги пропил, картины не написал… Я забрал у него холсты, на которых он так ничего и не написал, и поехал в Москву возвращать деньги. Поехал по дороге через Кольчугино. Дело было в мае. Там гористая местность. И вдруг я увидел красоту: зелень, чёрные вкрапления, а вдалеке белый храм на горе. Я остановился, вышел из машины, смотрела на этот вид. И сказал себе: обязательно попробую нарисовать. Вернулся домой и сделал это”.
- “Картина стояла дома, а я продолжил. Техника у меня была, потому что много лет я общался дружил и занимался работами художников. Потом как-то приехали ко мне художники из Москвы, увидели картину и рекомендовали отправить её на выставку. Картину назвал “Майский полдень”, 2009 год. Картина попала на областную выставку, её заметили. Дальше – пошло. Поначалу самовыражение. Дело было не в деньгах, просто оценка творчества. Но постепенно живопись стала основным источником дохода. Живопись меня поглотила в какой-то период занимался только этим.”
Художник – небожитель
Юрий по-прежнему немного коллекционер. Хотя большую часть своего собрания, которое когда-то насчитывало более 200 картин владимирских и ковровских художников, он распродал и раздарил. Но с каким-то картинами расставаться Юрий не хочет. Даже докупает иногда работы коллег по цеху.
- “Любовь к творчеству коллег сохранилась. Думаю, что прошлое коллекционера и агента меня отличает от остальных. Большинство художников не любят, а порой патологически ненавидят творчество своих коллег. Ревность… А для меня как был художник-небожитель, таким и остался. Несмотря на то, что я сам уже семь лет как член союза художников, но до сих пор себя воспринимаю как зрителя. На других художников я смотрю как на особенных людей…”
Справка GK. Буланов Юрий Евгеньевич. Родился 23 мая 1965 года в Коврове. Учился в средней школе №19. В 1982 году поступил в радиотехническое училище. Служил в Кремлевском полку в 1984-86 годах. Потом работал на заводе. В 1989 стал предпринимателем. в 2000-м – коллекционером картин. Был знаком и сотрудничал с ковровскими и владимирскими художниками, в том числе – с Виктором Федяновым, Виктором Бычковым, Сергеем Юкиным и другими.
Стал живописцем в 2009-м. В 2010-м впервые участвовал в областной художественной выставке. За годы творческой деятельности участвовал более, чем в 25 выставках, как в групповых, так и в персональных. С 2017 года состоит в Союзе художников России. Живет и работает в Коврове.
Фото: Дмитрий Кулешов