Автор скульптур фасада Храма Христа Спасителя рассказала, почему живет в Любцах Ковровского района

Татьяна Горянина

Знакомство Натальей Захаровой и Михаилом Кирилловым-Угрюмовым произошло на открытии выставки их давней знакомой Елены Болотских. Все трое москвичи, причём, очень известные благодаря заслугам в науке, искусстве и общественной деятельности. При этом, все они связаны с Ковровом и Ковровским районом.

Супруги Наталья Захарова и Михаил Кириллов-Угрюмов более сорока лет живут в Любцах. За это время оба не раз вызывали интерес журналистов и дали десятки интервью столичным изданиям.

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrovПодписывайтесь!

А в Коврове о них мало, кто знает. Меж тем, оба супруга настолько яркие личности, что в одном репортаже будет очень сложно уместить все моменты, факты и нюансы.

Наталья Захарова родилась в Москве в творческой семье. Её отец график Гурий Захаров, мать – скульптор Татьяна Соколова. Наталья Гурьевна с 80-х годов прошлого века активно выставляла станковую графику на всесоюзных и международных выставках. А в нулевых Наталья Захарова и Татьяна Соколова, мать и дочь, стали авторами бронзовых фигур святых Иосифа Волоцкого и Стефана Пермского на восточном фасаде Храма Христа Спасителя. Офорты, живопись, деревянная скульптура Натальи Захаровой хранятся в частных коллекциях по всему миру.

Деревянной скульптурой Наталья Гурьевна занимается с 2002 года. Обычно в загородных домах если видишь деревянный навес с верстаком – это «уголок мужчины». Здесь не так – это чисто женское царство.

В своё время на журналистов произвела впечатление серия деревянных обрамлений для зеркал в её исполнении – скульптуры ангелов. На вопрос, что вдохновило на этот образ, Наталья Гурьевна тогда ответила:

«Важно, чтобы каждый из нас помнил: он находится под строгим надзором, за ним следят. Мои домашние смотрятся именно в такие зеркала. Есть они и в других домах. Мне почему-то кажется, что в Византии тоже были подобные зеркала».

Зеркало в “ангельской рамке” обнаружила и в её “любецкой резиденции”, куда мы поехали по приглашению супругов.

Рука мастера чувствуется уже на подступах к дому в Любцах. Этот фасад ни с чем не спутаешь. Как рассказала Наталья Гурьевна, стильные наличники – это её работа, а в остальном и основном дом сохранён в первозданном виде. Таким этот дом купил её отец Гурий Захаров в 1969 году.

Несмотря на то, что Наталья Гурьевна категорически протестует против того, чтобы этот дом называть дачей, приобретен он был именно как загородная резиденция. Выбор на Любцы пал благодаря дружбе с семьёй Голицыных, которые поселились здесь ещё в годы Великой Отечественной. Об этом GK в своё время рассказывал.

Наталья Гурьевна поделилась:

«Отец был художником и заядлым грибником. Здесь он нашёл и прекрасные места для пленэров, и грибной лес. Всё сошлось, решение было принято».

Именно так – «дачники» – их долгое время называли коренные жители Любцев. По словам Натальи Гурьевны, в 1969 году её семья заехала в «живую деревню со своим стадом». Коренные жители и дачники наблюдали друг за другом, но контактировать не хотели. Москвичи, чтобы лишний раз не раздражать местных своим городским видом, старались лишний раз на глаза не попадаться, даже в гости друг к другу ходили по краю деревни, вдоль реки.

Река Клязьма внизу пригорка, на котором стоит дом потомственных художников и скульпторов. Мы с Натальей Гурьевной идём к реке, по дороге она вспоминает:

Раньше проводила множество выставок. Последняя состоялась два года назад в Третьяковской галерее. Лучше, чем в Третьяковке, быть просто не может. Поэтому для себя решила, что этой выставкой завершу, больше не стану выставлять работы.

Ещё была выставка во Владимире в Центре  пропаганды изобразительного искусства. Называлась выставка «Полвека в Любцах», которая произвела впечатление на владимирский «бомонд». В экспозицию вошли не только её работы, но и работы отца, матери и дочери Анастасии, которая тоже художник.

Супруг Натальи Захаровой Михаил Викторович Кириллов-Угрюмов – представитель удивительного семейного клана, оставившего заметный след в культуре и образовании нашей страны. Михаил Викторович – сын первого ректора МИФИ, видного советского и российского учёного, педагога, участника Великой Отечественной войны Виктора Григорьевича Кириллова-Угрюмова.

Примечательно, что именно в Ковровском районе супруги приняли решение обвенчаться – во Всегодичах. Михаил Викторович рассказал об этом:

«Надо же, мы единственная в Любцах венчаная пара… Венчал нас отец Дионисий, с которым меня познакомил Сергей Михайлович Голицын. Через много лет вновь встретил священника. Он был уже очень стар и слеп, но, видимо, по голосу вспомнил меня и Наталью…».

Поразительное сочетание веры в бога и коммунистические идеалы. Оно свойственно для «шестидесятников», коими Михаил Викторович и Наталья Гурьевна, по сути, являются.

Михаил Викторович вспоминает о расстрелянных когда-то большевиками священниках, сокрушаетсяя, что простой народ в те времена так легко отрекался от христианских ценностей:

«Церкви грабили безбожно в прямом смысле! Квашеную капусту считалось почётно притопить иконой. Иконами заборы подпирали. А церковные изразцы шли на организацию лежанок русских печек…».

Так вышло, что собирателями утраченных ценностей стали не коренные жители, а «понаехавшие москвичи», в числе которых были и Наталья Гурьевна с Михаилом Викторовичем.

Наталья Гурьевна соглашается:

Очень много было оскверненных икон… Сергей Михайлович Голицын их собрал со всей деревни. Он был человеком удивительным. Попал в Любцы в результате репрессий, но при этом он как-то совместил в себе и веру, и принятие нового порядка. Он много занимался со здешними детьми, его приглашали на их пионерские собрания, а он с удовольствием участвовал в их мероприятиях…

О доме в Любцах Наталья Гурьевна говорит:

Это не дача, куда надо ездить по пятницам. Это дом, который каждый год возникает в нашей жизни, становится её частью. Дача и деревня – это разные понятия…

Наталья Захарова наряду со своими заслугами графика и скульптора является ещё и достаточно известным иконописцем. Спрашиваю, каков был путь к иконописи. Наталья Гурьевна отвечает:

Не знаю, само собой как-то… У меня были хорошие учителя. Художественное образование позволяет выполнять разные работы… Попробовала, получилось. Потом пошли заказы… В основном это мерные иконы. Мера – это размер младенца – 53 см. На иконе пишется лик святого, именем которого назван человек. Это утраченная княжеская традиция. Таких икон мало сохранилось, потому что их было принято хоронить вместе с человеком. Сейчас мерные иконы вновь вошли в моду. Ещё один тренд – семейные иконы. Это когда на одной иконе святые-покровители всех членов семьи.

По словам Натальи Захаровой, она выбирает направления изо, которые считает для себя органичными. Одно из таких направлений – офорты. Их было написано очень много, на них изображены виды городов России, в которых Наталья Гурьевна бывала в творческих экспедициях. А есть ли офорты с видами Коврова? Вопрос вызвал некоторое замешательство:

В городе я мало бывала, всё больше в деревне… Так было в юности, так и сейчас. Помню, когда папа купил машину, мы с ним много ездили по Владимиро-Суздальскому ополью. У папы огромная серия работ разрушенных церквей.

Спрашиваю у супругов, чем же всё-таки в их понимании дача отличается от деревни? И почему слово “дачник” в свой адрес они считают ругательным?

Наталья Гурьевна отвечает так:

Дача – это “история выходного дня”, приехали-уехали… А Любцы – пространственно-временной пласт. Мы сюда не едем, а заселяемся. Приезжаем весной и погружаемся в этот особый мир. Здесь великолепно и работать, и отдыхать. А потом наступает октябрь. мы отключаем и опрессовываем всё, запираем двери и… И этот дом исчезает, растворяется в дожде и снеге. До весны…

Мы ещё долго вспоминали о “любецких старцах”, как их называл Михаил Викторович: Голицине, Юкине, Козлове, – обо всех великих творцах и художниках, которые озарили здешнюю жизнь, как бы высокопарно это не звучало.

Кстати, при всём величии заслуг, знаменитые художники и писатели тут когда-то жили очень весело и задорно. Об этом также напомнил Михаил Викторович. Он рассказал поразительную историю о местном авиа любителе, который не просто соорудил аэроплан, но и пролетел на нём под мостом над Клязьмой, повторив знаменитый пролёт Валерия Чкалова.

Подробно эту и другие, не менее захватывающие истории здесь пересказывать не буду. Потому что лучше Михаила Викторовича это сделать невозможно. На прощанье он сделал GK замечательный подарок – свою книгу “Красный суп” с автографом. А ещё… Вот это просто потрясающе!

Писатель Михаил Кириллов-Угрюмов предложил стать одним из блогеров GK!!! Ожидайте его посты с рассказами о Любцах и жителях этой уникальной деревни!

Продолжение следует!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


1 comment
  1. Прекрасно, что есть на ковровской земле такие творческие люди. Ждем с интересом рассказов Михаила!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

Богатырская битва в Суздале соберет представителей боевых искусств

Следующий пост

Коврову добавили на ремонт дорог 50 млн рублей

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: