Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев предложил исключить излишне, по его мнению, сложные темы из школьной программы. Чиновник считает, что почти 30% тем «неподъёмны» для учеников и создают лишнюю нагрузку на учителей.
А. Музаев высказал свою точку зрения на круглом столе «Качество образования — основа достижения национальных целей». Чиновник привёл анализ экспертного сообщества вузов — якобы 15-30% нынешних школьных тем в Советском Союзе входили в программу едва ли не второго курса университета. Дескать, даже исходя из детской психологии их нельзя освоить, а потому учителя их «проскакивают». По словам А. Музаева, Рособрнадзор совместно с российским вузами уже работает над приведением в соответствие стандартов школьного образования.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
В ответ Министерство просвещения сообщило, что проблема перегрузки решается — установлены чёткие нормы годовой нагрузки, в зависимости от возраста. (Хотя, заметим, уровень нагрузки и степень сложности предметов — немного разные вещи).

Мы спросили одного из учителей ковровских школ и выпускника, что они думают по этому поводу (на условиях анонимности).
Мнение учителя: «Считаю, что убирать сложные темы из программы нельзя. Особенно если они входят в ЕГЭ — который, как известно, не только выпускной, но и как раз вступительный в вузы. Да, часто мы не успеваем детально проработать «тяжёлые» темы, но не секрет, что к ЕГЭ ребята, желающие поступить в хорошие вузы, готовятся с репетиторами.
И те, и другие хотя бы знают, от чего отталкиваться на занятиях. Если вообще исключить «сложности», это создаст дополнительные проблемы. Школьники, которые особо не стремятся в вузы, а хотят худо-бедно сдать экзамены и поступить в колледж или пойти работать, и без сторонних распоряжений «обходят» трудные темы».
Думаем, что ещё одна причина, по которой что-то «выскальзывает» из программы — загруженность учителей. Когда педагог берёт по две ставки и находится в школе с утра до вечера, тщательно разбирать сложные темы действительно тяжко. А если работать «в одну смену», не на что будет содержать семью.
Мнение выпускника: «Не знаю, откуда взялась идея, что школьные темы дают на втором курсе вуза. Учусь в Москве; и у нас даже в начале первого курса не было ни одного предмета, где оказалось бы достаточно школьных знаний. Наоборот, чтобы нормально сдать ЕГЭ, нужно выбранные предметы изучать углублённо, в том числе дополнительные темы. Если убрать сложные темы, вообще ничего не сдашь и никуда не поступишь. Что касается 9 класса и ОГЭ, там сложных тем вообще нет, и хорошо его сдать очень легко».

А вот министр просвещения так не считает. Сергей Кравцов сообщил, что продолжит эксперимент по упрощённой сдаче ОГЭ для поступления в колледжи до 2029 года и расширит число его участников. В этом году в пилотном проекте участвовали Москва, Санкт-Петербург и Липецкая область, в этом учебном году пожелали подключиться Татарстан, Тюменская и Ростовская области.
Суть: выпускники 9 класса сдают не 4 экзамена, а два — русский и математику, исключая предметы по выбору. Сдав упрощённый ОГЭ, ребята могут поступить в колледж. По мнению авторов эксперимента, это сэкономит время, силы и нервы подростков, а также мотивирует их выбрать рабочие профессии.
Тем временем. Священник Андрей Ткачёв раскритиковал саму идею познания. Якобы учёные «мотивируют» жить без Бога, верить не в Христа, а в науку. Ум должен слепо покоряться, «чтобы не стать источником гордости и погибели». А мэр Казани Ильсур Метшин, напутствуя первоклассников, посоветовал им… не стараться слишком усердно учиться. Ведь «из отличников выходят отличники, а из троечников выходят мэры и руководители регионов». При этом он сослался на главу Татарстана, который сказал именно так.
Вроде безобидная шутка. Однако далеко не у всех предел мечтаний — сесть в кресло чиновника. Да и знания и труд, получается, обесцениваются — умение «работать локтями» оказывается важнее. Деградируем?