Психологи в Коврове – не такая уж редкая профессия. Много предложений, а главное – много запросов. Мы научились относиться к визиту к психологу как к норме. Это правильный тренд. Главное не оказаться в кабинете человека, который про себя просто придумал, что он психолог. Такой визит может дорого обойтись – и в прямом, и в переносном смысле.
Человек нужен самому себе
Наша собеседница – руководитель АНО «Вера, надежда, любовь» Наталья Добринская. Она дипломированный психолог, который зарекомендовал себя не только как грамотный специалист, но и как уважаемый в городе человек, авторитетная личность. В беседе с Натальей пытаемся понять, где та грань, когда от доверительных разговоров с подругами следует перейти к общению со специалистом, психологом-профессионалом.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Наталья, у Вас репутация человека, который может помочь в сложной ситуации. Как вы пришли к этой профессии?
Для меня это работа и образ жизни. Занимаюсь этим, потому что изначально хотела помогать людям. Училась по данной специальности. А ещё потому, что уверена – могу быть полезной людям.
Ваша организация является благотворительной. Это значит, что вы оказываете психологическую помощь бесплатно. Наверное, есть какие-то ограничения и условия для тех, кто вправе получать у вас консультации?
Наша целевая группа – мамы маленьких детей и будущие мамы. Мы работаем с молодыми женщинами, которых жизненные обстоятельства поставили перед выбором: дать ребёнку жизнь или прервать беременность. Разумеется, мы голосуем за жизнь. И стараемся помочь будущей маме разобраться в себе и принять правильное решение. Мы помогаем женщинам, которые потеряли своих детей. Помогаем пережить это.
Разве возможно пережить такое в моральном смысле?
Необходимо принять. Поверьте, я знаю, о чём говорю, потому что прошла эту боль. В 2021 году у меня внезапно умер старший сын. Для матери это горе, которое навсегда останется в сердце. Но если мы продолжаем жить, идём дальше, то надо научиться нести эту боль. Нельзя замыкаться в себе и бесконечно прокручивать в голове мысль о том, насколько вам больно. Да, больно. Но нужно жить. Мы нужны самим себе.
Жизнь после боли
На сегодня тема материнской потери обрела особый смысл…
Всё верно. Мы говорим о потерях матерей сыновей, которые не вернулись из зоны СВО. У нашей организации были взаимодействия с фондом «Защитники Отечества». В принципе, СВО – это не совсем наша тема и целевая группа. Но для меня было важно помочь этим женщинам. У меня самой был период в жизни, когда не могла встать с кровати, буквально, дышать не могла. Когда увидела матерей, которые пришли ко мне в таком же состоянии, поняла, что могу показать им, что будет с ними через два-три года. Задача в том, чтобы научиться контролировать своё состояние и привыкнуть к боли. Острая боль выбивает из колеи. Но потом человек обретает способность этой болью управлять. Начинает видеть границы переносимости. Например, определяет, что он может говорить о своей потере до определённого момента, после которого могут быть слёзы. Надо научиться останавливаться, не доходить до этой черты.
В последнее время в Коврове, да и не только в нашем городе, довольно много специалистов, которые называют себя психологами…
К сожалению, психология в результате нашествия непрофессионалов довольно сильно себя дискредитировала. Но это не значит, что настоящих эффективных психологов не существует. Честно говоря, я порой побаиваюсь говорить, что являюсь психологом…
Как отличить эффективного психолога от непрофессионала?
Во-первых, у эффективного психолога должно быть профильное образование. Не курсы, не «дано от природы», а именно диплом – результат изучения теории и практики. Во-вторых, базовый диплом должна дополнять специализация. Разные психологические проблемы требуют разных методик и проработки. Справиться с задачей может человек, который проводит эту работу постоянно, нарабатывает дополнительную практику.
Помощь Вашей организации – это экспресс-метод или консультирование, которое предполагает длительное взаимодействие с клиентом?
Наш принцип – не входить в длительные взаимоотношения с клиентом. Кстати, если психолог чрезмерно затягивает курс, это повод для определённых вопросов. Психологическая помощь – конечный процесс, такой же, медицинская помощь. Есть диагноз, методика, курс лечения и результат. Если процесс общения с психологом безосновательно затягивается, возможно, кто-то просто хочет продолжать зарабатывать и, так сказать, «подсаживает» клиента на себя. Психолог не должен превращаться в вашего гуру или друга семьи. Психически здоровый человек не нуждается в бесконечном консультировании. Это уже превращается в манипуляцию. У человека должно сохраняться авторство собственной жизни.
Практические задачи
Вы говорите, что не занимаетесь саморекламой. При этом ваша организация на слуху. Как вам это удаётся?
Думаю, что помогает активная общественная деятельность. Не могу сказать, что мы ничего не делаем для самопродвижения. Но никто из специалистов нашей организации не стремится к блогингу, мы не занимаемся продвижением личных брендов. Нам просто некогда, слишком много основной работы, практических задач.
А можно привести примеры таких конкретных задач?
К нам обратилась молодая женщина, которая забеременела и собиралась делать аборт. Объясняла тем, что муж не мог помогать, а родители сказали: один ребёнок в семье уже есть, зачем нужен второй? Мы проработали ситуацию и помогли нашей клиентке осмыслить. Мне приятно, что благодаря нашей консультации удалось убедить будущую маму взять на себя ответственность и подарить жизнь своему второму ребёнку. Аргументы других людей, даже если это близкие люди, по сути, поиск лёгкого пути. Но за «лёгкость» заплатит женщина своим решением.
Но ведь нередко финансовые трудности – это реальный барьер, который побуждает женщин отказаться от материнства…
Нас не интересуют общие фразы о том, что трудно. Мы готовы помогать, есть есть желание сохранить жизнь ребёнка и чёткий план. Существует большая кредитная нагрузка? Тогда мы находим того, кто перекупает долг. Это, кстати, реальный пример из нашей практики. Мы нашли человека, который согласился через наш фонд погасить 700 тысяч кредита молодой женщине. В результате родился человек. Малыш сейчас подрастает…
Был период, когда Ваш центр работал под эгидой православного храма…
Был такой период. Теперь работаем как отдельная психологическая служба, с 2023 года. На мой взгляд, психологическая помощь – это помощь вне религиозных конфессий.
А вам приходилось обращаться за помощью к психологу? Хотите поговорить об этом?
Фото: Дмитрий Кулешов