9 мая исполняется 90 лет со дня рождения Булата Шалвовича Окуджавы – известнейшего и любимейшего поэта, барда, писателя, родоначальника советской авторской песни.
Конечно же, были и до него замечательные исполнители своих стихов под свою же музыку – А.Н. Вертинский, которого А. Галич называл «родоначальником русского шансоньерства», а Окуджава — «основателем жанра современной авторской песни». Сам А.Галич тоже был одним из ярчайших авторов-исполнителей, начинателей этого жанра. И всё-таки, основателем авторской песни все единодушно признают Булата Окуджаву. В.С.Высоцкий родоначальником жанра авторской песни, городского романса тоже называл Окуджаву.
Окуджава известен не только как исполнитель своих песен, но и как автор повестей и рассказов, человек, проживший большую и сложную жизнь и спустя много лет после войны оставивший в своих стихах поразительные по психологической точности воспоминания о ней.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Булат Шалвович Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье большевиков, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Москву. Его отец Шалва Степанович был грузином, а мама Ашхен Степановна Налбандян – армянкой, и родственницей известного армянского поэта Ваана Терьяна. Вскоре после рождения Булата его отец был отправлен на Кавказ в качестве комиссара грузинской дивизии, а мама осталась в Москве.
Детство Булата прошло в Москве, где его семье были выделены две комнаты в коммунальной квартире дома 43 на Арбате. Квартира на 4-м этаже, средних размеров по коммунальным масштабам, всего пять соседей.
Булат был старшим из двух сыновей. Дома родители говорили с сыновьями по-русски, часто водили их на оперу и концерты, Булат с юных лет знал репертуар оперного театра, и рано начал сам писать стихи и прозу.
Булат Шалвович рассказывал о себе: «Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам отказывали, мотивируя слишком юным возрастом. Длилось так полгода. Наконец, надломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: «Пишите свои повестки себе сами. У меня рука не поднимается это сделать». Мы заполнили бланки и отнесли их по домам, он – ко мне, а я – к нему».
Самым тяжёлым и страшным днём своей жизни Окуджава называл первый день на передовой. Когда он, семнадцатилетний, вдруг осознал всю слабость и уязвимость человека. И когда до него дошло, что жизнь человека, оказывается, ничего не стоит, всё в нём взбунтовалось, и дальнейшую жизнь он посвятил тому, чтобы спорить и доказать, что человеческая жизнь – это самое – самое главное!
Говорить о войне, как большинство фронтовиков, он избегал и с ветеранами общался крайне редко. С однополчанами он встречался всего дважды в жизни – в 1950 и 1970 годы, и оба раза с большим трудом находил темы для разговоров. Он избегал петь на концертах песни военной тематики.
Булат Окуджава вспоминал:« На войну пошел не из жажды приключений, а воевать с фашизмом. Был патриотически настроенным мальчиком, но романтиком тоже. Романтизм скоро, буквально через несколько дней улетучился: оказалось, война – это тяжелая кровавая работа.
Спустя много лет поэт вспоминал:
«Когда я отправился на фронт, во мне бушевала страсть защищать, участвовать, быть полезным. Это был юношеский романтизм человека, не обременённого заботами, семьёй. На фронте были свои достоинства, какая-то раскованность, возможность сказать правду в лицо, себя проявить, было какое-то братство. Война учила мужеству»
На фронте сформировались его представления о добре и зле, о чести и бесчестии, оттуда он вынес не остывающую ненависть к кровопролитию, жестокости, милитаристской романтике, демагогии и казенной лжи, там, под огнем, научился по-настоящему ценить жизнь.
О том, что на войне были его главные жизненные университеты, Окуджава говорил не раз. Говорил в 1962 году, в начале литературного пути, когда еще числился в «молодых»: «У меня большинство стихотворений и песен – военного плана, и это объясняется прежде всего тем, что семнадцати лет из 9 класса ушел на фронт. И это было очень страшно. Очень страшно. И тогда стихов не писал. А стихи я стал писать значительно позже. Мои воспоминания шли за мной по пятам и идут. И почему-то у меня всё время — до сих пор — появляются военные стихи и военные песни».
В 1961 году Окуджава уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творчеству.
Перед тем, как его должны были представить публике, он попросил: «Только не говорите, что это песни. Это стихи».
А ещё он говорил: «Я не знаю, что такое — бард. Для меня все равно в первую очередь существуют стихи, и я могу рассуждать только о поэзии лишь потом — обо всем остальном… Повторю, для меня существует Поэт, читающий свои стихи и напевающий их…»
В 1992, когда ему было уже под 70-т, Окуджава скажет: «Война коснулась меня, когда мне было 17 лет, и она глубоко засела во мне. И конечно, я всё под впечатлением остаюсь до сих пор, хотя прошло полвека»
Окуджава как-то заметил: «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее. Она выветрила из меня навсегда те осколки романтики, которые во мне сидели. Я увидел, что война-это суровое, жестокое единоборство, и радость побед у меня постоянно перемешана с горечью потерь, очевидцем которых я был».
Песни Окуджавы начали звучать в кино. На его стихи писали музыку профессиональные композиторы. Песня на стихи Окуджавы «Бери шинель, пошли домой» быстро стала невероятно популярной. А самым плодотворным оказалось содружество Окуджавы с Исааком Шварцем, результатом которого стали песни «Капли Датского короля», «Ваше благородие», «Песня кавалергарда», «Дорожная песня», песни к телефильму «Соломенная шляпка» и многие другие произведения.Всенародную славу Окуджаве принёс фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», в котором прозвучала лучшая песня поэта, в которой звучат знаменитые строки: «… И значит нам нужна одна победа, одна на всех – мы за ценой не постоим!» Когда Окуджава пришёл на киностудию, рядом с режиссёром он увидел знаменитого композитора Альфреда Шнитке. Окуджава извинился, сказал, что он не музыкант, но свои стихи ему проще исполнять под музыку. А после исполнения песни, Шнитке похвалил автора за мелодию и посоветовал использовать именно её. Эта песня не только украсила, сделала более достоверной сцену встречи фронтовых друзей, но и сама стала одним из главных действующих лиц фильма.
В 1990-х годах работы Окуджавы были отмечены большим количеством премий и наград. В 1990 году Норвический университет в США присвоил Окуджаве почетную степень Доктора гуманитарных наук, в 1991 году ему была присуждена Государственная премия СССР, и в этом же году он получил премию от независимой писательской ассоциации «Апрель» «За мужество в литературе» имени Сахарова.
В 1994 году за биографический роман «Упраздненный театр», написанный годом ранее, Булат Шалвович получил Букеровскую премию в номинации «Лучший роман года на русском языке». В этом же году Окуджава сам вошел в Комиссию по Государственным премиям РФ.
В эти годы Булат Шалвович часто выступал с концертами в Москве, Санкт-Петербурге, США, Германии и Израиле. В 1997 году в журнале «Новый мир» были опубликованы «Автобиографические анекдоты» Булата Окуджавы, и это была его последняя прижизненная публикация прозы. За несколько месяцев до смерти Окуджава пережил трагическую гибель своего старшего сына Игоря.
Любовь, разлука, надежда, война, Москва, старый Арбат – вот темы его стихов и песен. Окуджаве верили, его голос мог поднять зал.
В 1997 году своё 73-летие и День победы Окуджава решил встретить в германии со своими немецкими друзьями. «Я рад, что между нашими народами вражды больше не существует», — без всякого пафоса заметил писатель-фронтовик.
А потом был Париж… И газеты сообщили, что 12 июня 1997 года под Парижем в военном госпитале скончался Булат Окуджава. А ведь он когда-то написал:
Париж для того, чтоб ходить по нему,
Глядеть на него, изумляться,
Грозящему бездной концу своему
Не верить и жить не бояться.
У него было удивительное лицо: по-детски доверчивые глаза и презрительные, насмешливые губы. В глазах отражался поэт, каким он был задуман, чистым, возвышенным и романтичным. Над жесткими складками у рта потрудились люди и годы. Так соединились в его стихах и мелодиях неповторимые интонации голоса и те несоединимые черты: беспечность и страдание, наивность и тоска, беззащитность и мудрость…
Это то немногое, что можно успеть рассказать о поэте и писателе за час с небольшим. Народный музыкально-драматический театр «Поиск» постарался за короткое время рассказать целую жизнь Булата Шалвовича на вечере –встрече, который назывался символично: «Я ранен войной на всю жизнь», который прошёл 4 мая в малом зале ДК им. Ногина. Режиссёр Татьяна Санникова и актёры Андрей Хлимоненков, Татьяна Попова и Андрей Санников вели негромкий разговор со зрителем – читали стихи и прозу, пели песни знаменитого поэта и барда.
Зритель пришёл на удивление чуткий и внимательный. В зале было много молодых людей, пришёл целый взвод молодых солдат – ребята очень внимательно слушали рассказ о поэте и писателе, его песни в исполнении актёров театра. Были и пожилые люди, те, кому особенно близка лирика и военная тематика Окуджавы. После окончания вечера зрители долго не расходились – песни, стихи, проза Булата Шалвовича – тема для большого разговора и хотелось многое обсудить.
И, конечно же, писали отзывы. Вот некоторые из них:
«Выражаем искреннюю сердечную благодарность народному театру «Поиск» за теплоту, профессионализм в постановке и ведении встречи о творчестве Булата Окуджавы. Получили большую радость. Елкова Евгения Фёдоровна и Храпкова Маша»
«Большое спасибо за новую страницу в творчестве Б. Окуджавы. За актёрское мастерство, за эмоциональное пробуждение наших душ и прекрасное музыкальное сопровождение. Творческих успехов в работе «Поиска» С уважением, Павлова»
«Большое спасибо театру «Поиск» за то что помните замечательного поэта Булата Окуджаву, его замечательные стихи и песни и приобщаете других. Успехов, здоровья, вдохновения. Куприянова Анна.»
Очень бы хотелось рассказать о Булате Шалвовиче Окуджаве как можно большему числу людей, особенно молодых. Скорее всего, вечер-встреча будет ещё повторяться, ведь 90-летие поэта длится не один день.Следите за афишами, приходите и окунитесь в удивительный мир лирики, доброты, чести и достоинства поэзии и прозы, воспоминаний нашего великого соотечественника – Булата Окуджавы.