Зачем нужен скальпель в работе? И что сделать, чтобы просто стать счастливее? Об этом и не только — рассказывает реставратор Мария Грузинцева.
— Меня часто спрашивают: как ты это делаешь? Как получается возвращать картины, иконы в первозданный вид? Скажу так: я уже отреставрировала много икон и картин. И всё это не только требует глубоких знаний в живописи, но и опыта.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Закончив ковровскую школу, Мария поступила в суздальское художественно-реставрационное училище на отделение реставрации станковой живописи. Сейчас в её жизни — новый этап работа в Москве в салоне антиквариата.
— А с некоторыми иконами, — продолжает Мария, — приходится потрудиться вдвойне: потемневшие, в копоти, трещинах, с отколами и царапинами. Наверное, трудно поверить, что это вообще подлежит восстановлению. И ведь подлежит!
— Мне нравится возвращать к жизни предметы искусства. Порой смотришь на икону и уже знаешь, как она будет выглядеть после реставрации. Так желание работать усиливается. Тем более мне помогают верные друзья-инструменты: шприц, вата, пинцет, скальпель, краски, растворители, а ещё — чугунный утюжок для укрепления.
Про шприцы, скальпель — не шучу. Мы, реставраторы, те же врачи. Только спасаем жизни не людей. Ответственность должна быть как у хирурга. А ещё мы и художники, и историки, и химики.
Мастерская реставратора – это небольшой кабинет, где происходит, казалось бы, невозможное. Времени на каждую икону, картину уходит по-разному. Всё зависит от сложности, размера и прочих факторов. В среднем на восстановление одной иконы уходит около месяца.
GK: Прежде, чем приступить к восстановлению, с чего нужно начать?
— Надеть халат и перчатки. Если необходимо, то респиратор. Затем осмотреть фронт работы, составить описание состояния сохранности при поступлении на реставрацию, указать повреждения. Далее к каждому предмету составляется реставрационный паспорт с фотографиями памятника. Составляю список заданий, что предстоит выполнить и… вперёд! За работу!
Главное в работе реставратора: во-первых, понимание того, где, что и как нужно восстановить. Во-вторых, это укрепление живописи, расчистка и консервация. Усидчивость тоже играет очень важную роль.
По словам Марии, работа ещё и вредная, так как приходится работать с растворителями и лаками. Бывают иконы «записанные». Икона потемнела, её взяли и освежили красками, т.е поставили подпись. Многие древние иконы сохранились только благодаря тому, что их подписали.
GK: Однажды одному московскому реставратору принесли крест, пострадавший от пули. Не приходилось работать с пулевым «ранением»?
— Пока не сталкивалась. Хотя, что только не делали и царапали, и замазывали.
Реставрационные работы начали проводить в конце XIX века, а развитие получило намного позже. Возможно, потому что храмы закрывались, а иконы куда-то свозились. В запасниках московского исторического музея до сих пор лежит около миллиона икон.
GK: Москва, антикварный салон, работа кипит. Никогда не хотелось, работая над восстановлением иконы, например, Николая Чудотворца, прогуляться в храм?
— Конечно, тем более мне совсем недалеко. Религиозной меня не назовёшь, но с работами других реставраторов ознакомиться любопытно. Рядом и Храм Христа Спасителя, и Храм Василия Блаженного.
Завершающий этап. Тонкой кистью тонируем поле иконы, покрываем свежим слоем лака, гасим свет, запираем дверь на ключ и домой. А там на улице, любуемся красотами тех самых храмов.
В Средневековье алхимики искали формулу бессмертия и формулу счастья. Если необходимость первого — вопрос спорный, то счастье — актуальный вопрос буквально для каждого. Реставратор — не алхимик, но атмосфера разговора так и простит спросить:
— Ты знаешь формулу счастья?
— На самом деле, формула простая. Счастье — это когда совпадает и любимое занятие, и работа. Ощущение сотворённого чуда не покидает меня ещё долго. Я живу и просто радуюсь!
Фото из личного архива Марии Грузинцевой