Самбо и дзюдо — не борьба, а искусство. Во всяком случае, борцы в этом уверены. Так считает и Анастасия Хрипунова, неоднократный призёр российских и международных первенств, КМС в 17 лет, воспитанница спортшколы имени Рыбина. Своё последнее достижение – бронзу гимназиады в турецком Трабзоне она считает досадным недоразумением – ехала побеждать…
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Вмешалась там политика или нет, оставим на совести у турецких арбитров. Тем более, скупые подробности этой поездки уже прошли в большинстве информационных лент города. В разгар турнира в Турции была предпринята попытка госпереворота. Вот, как об этом вспоминает тренер Алексей Гусев:
— Настя в Трабзоне была с 10 июля, она в составе сборной тренировалась на базе, а я вылетал непосредственно к началу соревнований. И ничего не предвещало беды. Когда в аэропорту Стамбула нам сказали, что придётся какое-то время побыть в зоне прилёта, мы все посчитали, что это антитеррористические предосторожности. Связи не было. Сейчас уже думаю, это к лучшему, что мы не представляли, насколько всё серьёзно. Полной меры угрозы не понимали и дети. Хорошо, что хорошо кончается. Хорошо даже то, что место не первое. Для Насти этот спортивный сезон по совокупности принёс столько наград, что я, честно говоря, в душе желал именно такого результата.
-???
— Она ещё себя покажет. А преждевременное золото чревато преждевременными «звёздными болезнями».
По сути, наш разговор был не о Турции, а о Насте. Об итогах сезона и планах на будущее. В этом году она закончила девятый класс и после ГИА поступила в спортивный колледж олимпийского резерва в Подмосковном Зеленограде. Но это не означает расставания с Ковровом. Учебный процесс построен таким образом, что базовой тренировочной площадкой по-прежнему останется спортшкола им. Рыбина. И тренер будет прежним.
Со спортсменами непросто говорить. Многие вопросы, которые кажутся интересными, вызывают недоумение. Например, насколько женские виды спорта самбо и дзюдо?
— Причём тут «женский» или «мужской»? – досадует Настя. — Столько раз меня об этом спрашивали. И всегда подтекст: наверное, подраться хотелось… Да, мне никогда и в голову не приходило каким-то образом вне спортзала использовать спортивные навыки. Я вообще ни разу в жизни ни с кем не дралась. Борьба – это возможность реализовать потенциал. Сбросить адреналин, если хотите.
GK: То есть, проявить агрессию по отношению к спарринг-партнёру?
— Опять!.. Да вы хоть знаете, что за атмосфера в командах самбистов и дзюдоистов?! Более миролюбивых людей я нигде не встречала. Именно это ощущение доброты и семьи меня в своё время и привлекло. Ведь поначалу, совсем в детстве, я спортивной гимнастикой занималась. Вот там действительно всё было очень жёстко…
С гимнастикой, впрочем, Настя распрощалась не потому, что этот спорт оказался ей не по зубам. Просто семья переехала в другой микрорайон, ездить на Набережную стало неудобно, а привычка к спорту осталась. И тут подруги предложили записаться в секцию самбо в СК «Темп» — рядом с домом…
— Эта девочка поначалу занималась наравне с остальными, — вспоминает Алексей Гусев. – Но определённые признаки будущих успехов были видны сразу. В ней есть стержень и дисциплина, а это значит много. Какими бы исходными данными не обладал спортсмен, если его на тренировку приходится выталкивать, результатов не будет.
Помимо «турецкой бронзы» у Насти в зачёте сезона 2015-2016 ещё и бронза чемпионата мира среди юниоров по самбо, который проходил в Риге в октябре прошлого года. А ещё серебро из Твери, с первенства Европы по дзюдо среди кадетов.
— Последние два года были очень насыщенными, — говорит Настя. — Столько турниров, столько стран… Германия, Латвия, Португалия, теперь – Турция.
GK: Обычно, спортсмены по возвращении с международных турниров на вопрос «Как страна?» говорят, что ничего кроме спортзала не видели…
— Ну, это неправда. Во всяком случае, у меня была возможность посмотреть города, где проходили соревнования. В Германии была на экскурсии по Берлину, мы ездили к рейхстагу… Почему-то особенно запомнились моря – Балтика и Чёрное море в Трабзоне. А ещё океан… Это было в Португалии. Очень красиво. Ещё мне очень понравилась поездка в Сочи. Я там тренировалась перед Турцией. Город красивый, настоящий курорт. Ведь до этого я только раз, в шесть лет, с мамой на море в Геленджик ездила…
GK: Историю твоих поездок можно отследить в социальных сетях. Много фото и в ВК, и в Инстаграме. А как ты относишься к своим подписчикам? Их тысячи!
— Да, знаю… Но я специально «клуб фанатов» не устраивала. Просто люблю фотографироваться и просматривать фото других, а к лайкам отношусь очень спокойно. Для меня соцсети – это скорее дневник наблюдений.
GK: А сама снимаешься, в том числе, и как модель. Спортивную одежду, помниться, рекламировала. Тебе самой эта одежда нравилась?
— Реклама – одно, свои предпочтения – другое. Если честно, не люблю спортивную одежду вне соревнований. Даже джинсовую одежду не очень люблю. Хочется девочкой-девочкой быть.
GK: Беззащитной?
— Ну, конечно! Тем более мой парень – боксёр-разрядник. С таким рядом легко и приятно быть слабой. И это, кстати, к вопросу о том, нужна ли мне борьба за пределами спортзала.
GK: Ты уже сейчас, по сути, определилась с профилем образования – ФиС. В будущем себя тренером видишь?
— Работу тренера считаю одной из лучших. Это важно, когда есть люди, которые помогают детям прийти в спорт. В моей жизни тренеры играли и играют очень серьёзную роль.
GK: Спортивный сезон начнётся осенью. График плотный?
— Да. Уже всё расписано как минимум до февраля.
GK: Даже без перерыва на Новый год?
— Ну, как же без Нового года! Это мой любимый праздник! Всё будет. Но 2 января – тренировка.
GK: А желания на Новый год загадываешь?
— Обязательно! Они же сбываются, если правильно загадать. Вот, в прошлом году загадывала в сборную попасть – и попала!
А может, всё-таки дело не в новогодних ритуалах, а в том, что тренировка уже второго января? Или давайте сохраним святую веру в Деда Мороза. Ведь тем, кто по-настоящему верит в себя и упорно идёт к цели, он непременно исполнит все желания.
Фотограф Александр Илларионов