Снова 22 июня. Для большинства из нас это хорошее время – конец экзаменов, начало выпускных вечеров. Но это ещё и День памяти. День, когда поколение, теперь уже «нулевых», должно, по моему мнению, обратиться мыслями в очень далёкое прошлое. Ведь именно в этот день в 41-м году прошлого века началась чудовищно долгая война. Война, которая «выкосила» едва ли не целое поколение таких, как мы сейчас, молодых ребят. Это была цена Великой Победы.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Надо не просто знать историю Великой Отечественной, но наглядно представлять судьбы, изломанные и закалённые в тех давних боях. Одна из таких судеб – история ветерана войны Виктора Ивановича Лебедева.
В год юбилея Победы в рамках «Студенческой весны» проводили литературный конкурс. Нужно было подготовить интервью с ветераном войны. О Викторе Ивановиче узнала от подруги, получила его адрес и телефон и… напросилась в гости. Пока шла, волновалась – как встретит, захочет ли говорить…
Седой добродушный старик, внушительная «колодка» медалей. На момент нашей встречи ему было 90, а в год начала войны едва исполнилось шестнадцать.
…Он успел закончить среднюю школу в Пензенской области, а в 18 лет пошёл воевать.
Боевым крещением стала Курская дуга. Враг стоял под Москвой и очень многие – об этом сейчас как-то не принято вспоминать – впали в отчаянье. Страшный сон, в котором фашистская Германия побеждает СССР и водворяет «новый порядок», был как никогда реален. И такие как Виктор мальчишки, да и девчонки, стали живым щитом страны.
Служил в артиллерийской разведке. От точности сведений таких, как Виктор Лебедев, во многом зависели успехи контратак, а впоследствии и наступления на врага.
В 43-м настроения на фронтах кардинально изменились. Народ поверил в свою силу и пошёл громить, вытесняя оккупантов с территории СССР, «далее – везде».
Румыния, Болгария, Венгрия, Югославия (была когда-то такая страна…), Австрия. Такой вышел «тур по Европе» у Виктора Ивановича Лебедева. Ему исполнилось 20 лет.
— Когда был в Югославии, пришел приказ идти в разведку и обнаружить расположение немецких солдат, — вспоминает ветеран. — Перемещались мы, на чём придется: есть велосипед – на велосипеде, есть машина – на машине. Посчастливилось добыть трофейный автомобиль «Кох» – номера и камуфляж немецкие. Проезжаем югославское село и видим: местные жители отчаянно машут нам руками. Мы им тоже машем в ответ. А оказалось, это они нас предупреждали об опасности. Впереди — две немецкие самоходки и пехота вражеских солдат…
Немцы поначалу приняли за своих, подпустили близко к себе… Но поняли ошибку и открыли огонь. Многие погибли… Нелепо и жестоко. Но бывало ещё фатальнее:
— В Болгарии по нелепой ошибке советские «Илы» стали обстреливать расположение, где находились русские. Болгары в недоумении кричали: «Братушки, русский авьон (самолет)». Много тогда наших полегло…
О войне, если не «бередить раны», он охотнее вспоминает с юмором. Курьёзы, забавные ситуации:
— Однажды в Бендерне за рекой Днестр заметили непонятное движение, как кто-то ходит рядом с нашим расположением. Приказ — уничтожить противника. Дождались ночи, пошли в разведку. Долго искали – нет фашистов. Но кто же? И тут нам навстречу лошадь бредёт…
Войну Виктор Иванович закончил в Австрии. «Заграницу» вспоминает с уважением, отмечая чистоту и порядок в казармах союзников.
Говорим о наградах. За каждой медалью, по сути, история подвига. «За боевые заслуги» и «За отвагу». Надо понимать суть военной профессии «корректировщик огня». Это – в самое пекло битвы, ползком, по-пластунски, под огнём выяснить, куда стрелять. И передать бесценные данные.
А ветеран всё шутит. Про самую престижную, самую главную солдатскую медаль «За отвагу»: «И на груди его широкой, висел полтинник одинокий…». Сколько молодых парней за такой «полтинник» заплатили увечьями и жизнями!..
Виктор Иванович уже говорит о послевоенных годах. Он стал студентом легендарной «бауманки». Да, безусловно, фронтовиков после войны в вузы брали охотно, без лишнего формализма. Но дальше – учёба. В МВТУ «зачётов-автоматов» не было, всё по-честному.
— Учиться было сложно, но учеба приносила мне удовлетворение.
В дополнение у немецкому, который разведчик Лебедев освоил «на практике», Виктор Иванович выучил английский. И это притом, что ведущими предметами были точные дисциплины.
Распределили к нам, в Ковров. На только что открытый тогда ВНИИ «Сигнал». Шёл 1957 год.
— Начинал я с «Шилки» и «Байкала», — вспоминает Виктор Иванович. — По «Байкалу» был ведущим специалистом… «Шилка», видимо, лучшие показатели дала, а вот «Байкал» законсервировали.
Романтичные названия о многом говорят военным спецам. Без подробностей, ведь секретные разработки «Сигнала» по сей день являются предметом гордости нашей Минобороны и сферой пристального интереса зарубежных спецслужб.
На прощание спросила:
— Что бы Вы пожелали молодому поколению?
— Будьте людьми… Вот случай. Под Сталинградом меня послали за водой. Вокруг «степь да степь кругом». Если и выкопано что-то, то замаскировано. Набрал воды, возвращаюсь. Стемнело, и я прошел мимо места, где наши находились. А на горизонте четыре трофейных немецких танка. Они служили мишенью. Утром вывешивали флаг, и хождение там было строго запрещено. А я под утро оказался среди этих танков. Чуть ли не бегом оттуда! И когда добрался до своих, командир взвода всех построил, вывел меня из строя и говорит: «Вот солдат, всю ночь где-то проходил, на немцев наткнулся, еле жив остался, а воду донес»…
Ещё раз. Парню не было и двадцати. Но он уже тогда был готов и к жизни, и к смерти, и к тому, чтобы самой высокой ценой оплатить жизнь своих товарищей.
Посмотрите друг на друга, выпускники 2016 года. Вам сегодня столько же, лет. Вы готовы к жизни и смерти?..