Что у вас ассоциируется со словом «кукла»? Игрушка? Или, как для нашей героини – ценный коллекционный предмет?
Марина – коллекционер-кукольник. Она собирает, хранит и даже реставрирует кукол уже больше пяти лет! На неё я случайно наткнулась в Инстаграме – яркий профиль с необычным контентом не мог не заинтересовать. Когда спросила об интервью, она сомневалась, ведь такой опыт ей в новинку. Она попросила называть себя по имени и рассказала о том, как же пришла к такому увлечению.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
За пять лет в её руках побывали как неземной красоты японские bjd-куклы, так и более привычные нам Барби, так и совсем раритеты – антикварные куклы, некоторые из которых видели то, что для нас осталось лишь на страницах учебников истории.
О том, как зародилось необычное увлечение, какие истории стоят за каждой моделью, и какого это – спать в одной комнате с куклами, парики которых делали из настоящих, человеческих волос – в нашем интервью!
GK: Марина, привет. Давай начнём с самого начала: как ты начала увлекаться коллекционированием кукол?
Здравствуйте. Тут так сразу и не скажешь. Наверное, всё началось примерно с 2000 года (мне тогда было 6 лет), были и пупсы, и, конечно, барби. Позже появились Братц, у меня была целая коллекция, которая со мной по сей день. Если говорить о том, что кукольниками становятся из-за дефицита игрушек в детстве, то это точно не про меня.
В подростковом возрасте Марина увлекалась аниме-культурой, тогда же появились аниме-фигурки, а позже японские куклы компании Volks.
Volks занимает одно из самых значимых мест в кукольном мире. Именно они собрали самую первую BJD куклу, открыв совершенно новый, многими любимый формат.
«Среди всех фирм это, наверное, моя самая любимая, мне даже удалось достать одну из кукол первого выпуска, которая всего на 5 лет младше меня», – говорит Марина.
GK: Какие еще куклы у тебя в коллекции?
После появления куклы 1999 года [как раз той, о которой Марина рассказала чуть раньше], мне стало интересно посмотреть на более ранних кукол. Так как моя коллекция больше ориентирована на японских производителей, выбор пал на антикварных IchimatsuDoll.
Эти куклы создают по старым технологиям: лица и конечности делаются из порошка морских раковин! Что интересно: как правило, их делали вовсе не для игр. Куклы использовались для демонстрации одежды и в различных ритуалах (нет, не вуду!)
GK: А правда, что раньше парики для кукол изготавливали из человеческих волос? Были у тебя такие экземпляры? И не страшно ли находиться рядом с такими куклами? В конце концов, учитывая их возраст, люди, чьи волосы «пошли на производство» давно уже не с нами… Не пугает?
Да, это чистая правда. У всех антикварных кукол (в том числе у IchimatsuDoll) настоящие человеческие волосы. Добывали абсолютно гуманным способом с живых людей. Что касается страха, то тут можно провести параллель с натуральными шубами, я ещё не встречала людей, которые боялись бы их.
Марина говорит, что находиться рядом с куклами ей совсем не страшно, со своими прекрасно спит в одной комнате, но добавляет, что, безусловно, у каждой есть своя энергетика. Бывало, какая-то кукла вызывала сочувствие, а у других было стойкое чувство страха. «Порой, конечно, – добавляет Марина, – и мне странные сны снились, но это всё проделки нашего мозга: мы сами выдумываем себе причины для страха и накручиваем себя. По большому счёту, это всё ещё просто куклы, из чего бы они ни были сделаны».
И даже если предположить, что кукла может хранить энергетику, то в наших силах эту энергетику изменить: с одной из моих «антикварок» так и было. В какой-то момент она просто перестала «напрягать» меня. Будто бы ты спасаешь с улицы котёнка, и он первое время боится тебя, но потом принимает и отвечает на заботу любовью.
GK: А тебя саму больше привлекают куклы «с историей» или современные BJD куклы?
Сложный вопрос. Думаю, мне, всё-таки, интереснее куклы с «историей». В конце концов, не просто так я пришла к коллекционированию антикварных кукол. Причём не только японских: недавно мою коллекцию разбавили несколько немецких кукол, которым чуть больше 110 лет.
И тут мне подумалось: выходит, эти куклы “видели” обе мировые войны… Замершие свидетели, безмолвно хранящие воспоминания об увиденных событиях – как тут не подумать, что японцы правы в своей вере: у куклы может появиться душа. И пусть Марина и говорит, что во многом мы сами себя накручиваем, но, осознавая, что эти куклы видели, ненароком проникаешься к ним уважением и сочувствием.
«Вынырнув» из раздумий, задаю последний вопрос.
GK: А какие планы есть у тебя касательно коллекционирования в дальнейшем?
Буду стараться расширять коллекцию, и, если говорить о совсем далёких планах, то есть мысли о маленьком кукольном музее, где можно будет красиво рассадить всех «подобранных с улицы котят».
Что ж, кажется, такими темпами Ковров станет городом музеев! Чего только у нас нет: музей мотоциклов, музей зайца…