В Коврове почти каждую весну остро встаёт проблема разбитых дорог. На этот раз не станем тратить время на эпитеты, просто поставим проблему-2024. Где, что и почему развалилось. Колдобины есть везде, но причины их возникновения разные.
На днях нам удалось пообщаться со специалистом в сфере дорожного строительства и ремонта. Обсудили вышеуказанную проблематику. Нельзя сказать, что была открыта Америка, но обнаружилось несколько моментов, на которые местным властям давно пора бы обратить внимание.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Рассмотрим на примере пяти участков дорог в Коврове, которые вполне можно на сегодня назвать самыми проблемными, требующими экстренного серьёзного ремонта.
Улица Маяковского
Масштабный проект начала нулевых. Предполагалось, что эта улица существенно разгрузит центр и станет одной из главных магистралей города. Мнение нашего собеседника:
Сегодня на этой улице проще посчитать количество асфальтированных участков, чем ямы. Проехать там просто невозможно. О какой разгрузке центра говорить? Эту улицу не ремонтировать, а полностью перестраивать требуется, с заменой основания дороги.
По мнению специалиста-дорожника, причина плачевного состояния дороги уходит в историю:
В своё время, ещё на стадии проектирования этой улицы были допущены ошибки. На ошибки наложилось ещё и то, что на масштабный и красивый проект заложили недостаточно средств. Пришлось на ходу искать, на чём сэкономить.
Проект в своё время был масштабным, но уже на стадии проектирования были допущены ошибки. Как результат, дорогу постоянно покрывают асфальтом, а асфальт «уплывает».
В 2024 году пока капитального ремонта улицы Маяковского в планах мэрии нет. Пока заявлен ремонт улицы Ястребцова и Сосновой. И тротуар на Маяковского.
Улица Челюскинцев
На этой улицу при проектировании ошибок не было. Задумали в своё время как улицу-дублёр, по которой проезжает тяжёлый грузовой транспорт. Укреплённое покрытие было сделано.
Но всякая дорога имеет срок износа. Ремонтировать и укреплять нужно вовремя.
Проблема на улице Челюскинцев ещё в том, что там частный сектор, и от каждого дома выведен колодец. Эти врезки приводят к разрушению асфальта – водоотведение отсутствует.
Улицы Челюскинцев в планах на ближайший ремонтный сезон тоже не значится…
Проспект Ленина
Ну, казалось бы!.. Ремонтируют регулярно, не только картами, но и целое полотно. Но там отсутствует нормальное водоотведение, поэтому срок службы у дорог значительно меньше, чем мог бы быть при наличии ливнёвок.
Кстати, если сделать на совесть, дорога стоит. Например, гарантийный срок на капитальный ремонт проспекта составлял 4 года, хотя в последний раз проспект капитально асфальтировали 6 лет назад. То есть, уже 2 года, как пора бы вновь делать…
Но и проспекта Ленина в этом году в списках капремонта не значится. То есть, ждём, когда проезжая часть совсем разрушится.
Поворот на ДСК
По мнению нашего собеседника, колдобины на этом участке особого свойства:
Когда ремонтировали улицу Комсомольская, этот участок пропустили, когда делали ещё при Орловой. На тот момент чиновникам показалось, что дорога ещё ничего. Возможно, с виду так и было. Но опять-таки сроки износа дорог – упрямая вещь. Вы не сделали ремонт вовремя, потом придётся строить дорогу заново. Именно такова картина на повороте на ДСК. Там уже два межремонтных срока прошло…
Получается, что во многих случаях – некомпетентность в большей степени, нежели отсутствие средств? Хотя на Социалистической, которая является ещё одним «кричащим» участком ковровских дорог. Проблема, по мнению нашего собеседника, именно в недостатке денег:
Сделали «бюджетненько», вот и результат.
Проспект Мира
Даже как-то неловко, но это действительно называется проспект. Хотя даже улицей “вот это всё” назвать можно разве что с издёвкой. Чтобы понять, что всё плохо, достаточно повернуть с проспекта Ленина…
Там всё вместе. И просрочен срок ремонта, и нет ливнёвки, и нет вменяемого плана, что и как ремонтировать дальше. Всё запущено…
Возможно, именно ремонт на улице Мира, с технической точки зрения – это одна из наиболее простых задач. Простых, но дорогостоящих. Хороший проект и качественный ремонт. На сегодня данный проезд по сути не является улицей.
Лирическое отступление
Ремонтные сроки – это упрямая вещь. Их следует соблюдать, чтобы потом не приходилось строить дороги заново. На проспекте есть проблемные участки. Например, напротив «Пятёрочки». Там из-за уклона проспект заливает водой, а отвода воды нет. Озёра…
Такие же озёра мы наблюдаем на Ватутина и на Тургенева. Порой глубина луж такая, что на машине проехать нельзя. Из года в год там восстанавливают дорогу, но про водоотведение никто даже не заговаривает. То есть, асфальт обречён на то, чтобы его смыло…
Раз уж в городе такая беда с отводом воды, имело бы смысл проводить асфальтировку “как в деревне”, то есть, без бордюров. Говорят, именно такой “лайфхак” местным властям предлагали несколько лет назад специалисты “Автодора”, которые приезжали в наш город обследовать дороги. Тогда вода стекала бы с дорог естественным путём. Однако хочется всё же считать, что у нас город. Тогда – ливнёвка. Это фантастически дорого, но жизненно необходимо.
Устройство в городе ливневых стоков дало бы впоследствии колоссальный эффект. Миллиарды рублей можно было бы сэкономить на асфальтировке.
На сегодня единственный проект по строительству ливнёвки имеется на улице М. Устинова. Говорили о сумме 1,3 млрд рублей. Но почему-то строительство приостановлено. В мэрии говорили, что есть проблема с перекрытием водовода… А вот, как трактует наш собеседник:
Строить начали в 2023 году. А экспертизу сметы делали в 2020 году. И сметная стоимость до сих пор в ценах 2020 года. Ребята-подрядчики, которые опрометчиво взялись за эту работу, только теперь поняли, что цена за щебень и асфальт там занижена в разы. Они взялись за это и пытаются… На что надеются, непонятно… Точно такая же ситуация в этом году с аукционом на завершение строительства кладбища в Игумново. Асфальт – 4600. У он уже давно 9300. И как?..
Стоит ли удивляться, что никто не участвует в аукционах? Ведь дело даже не в том, есть в бюджете деньги или их нет. Здесь возникает вопрос о профессионализме людей, которые готовят документы для «Госзакупок»…
Фото: Дмитрий Кулешов
Вместо скверов надо выбивать деньги на ливневку и дороги. Иначе и скверы утонут в грязи, а подойти к ним можно только переплывая бездонные лужи… Наверное трудно, но Ковров не уникален, как то в других городах находят решения. В Муроме дороги во много раз лучше, там хотя бы спросить можно.