Волшебство перед зеркалом. Что такое театральный грим?

Аватар

Для зрителя театр начинается с вешалки, для актёра – с гримёрки. Первое, на что обращает своё внимание публика – это декорации, костюмы, спецэффекты и музыкальное сопровождение. На их фоне гримировка уходит на второй план, но без неё никак не обойтись. Именно благодаря макияжу актёр может изменить свою внешность, что способствует лучшему погружению в роль и созданию идеального образа.

Без грима не только отдельно взятые персонажи, но и весь спектакль в целом будет смотреться не так эффектно и атмосферно. В данной статье мы хотим познакомить нашего читателя с такой важной частью театрального искусства, как грим.

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrovПодписывайтесь!

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!

Грим –  это искусство изменяться, то есть умение соответствовать исполняемой роли, посредством нанесения специальных красок, волосяных наклеек, использования парика и т. д. Само слово “грим” происходит от староитальянского “grimo” (“морщинистый старикашка”).

Функция театрального грима изначально была сходна с функцией маски. Неудивительно, что в традиционном восточном театре до сих пор существует строго регламентированная система гримировки, где цвет, узор и образы на лице зависят от множества факторов, таких как возраст и амплуа актёра, характер роли и тип персонажа. Вся эта система имеет символическое обоснование. Например, в японском театре красные оттенки символизируют силу, доблесть, мужество и храбрость героя, а чёрные полосы на лице свидетельствуют о “потустороннем” демоническом происхождении, выбеленное лицо служит знаком юности и так далее.

В европейском театре грим всегда играл важную роль, отражая интерес к характерности персонажей. На протяжении времени его использования традиционно преследовалась цель выразить типичность или индивидуальность театральных героев. Однако, несмотря на существование определённых традиций в гриме (как, например, в гриме персонажей итальянской комедии или визуальном облике известных героев классической драматургии), не было жёстких норм, которым следовали актёры. Влияние различных жанров, таких как мелодрама и романтическая драма, стимулировало яркое и творческое использование грима в театре. Великий французский актёр Тальма, стремившийся к психологической индивидуализации роли, уделял большое внимание гриму и причёске своих персонажей. В своих мемуарах Тальма описывал, как зарождались его идеи и как они находили отклик среди восхищенных поклонников.

Хотя специальных красочных материалов для театрального грима не существовало до конца 18 века, актёры использовали бытовую косметику или даже обычную краску, которая не предназначалась для нанесения на кожу. Впервые безопасный сухой грим упоминается в указаниях гейдельбергского медика Франца Мая. В своей книге “Vermischte Schritten” (1786) он рекомендует актёрам безвредные рецепты. Жировые краски возникли позже в связи с изменением принципов театрального освещения, когда технику подсветки сцены поменяли с масляной на газовую. В результате, сухой грим перестал выглядеть достоверно.

Театр в 19 веке – время развития разнообразных видов гримировки: этнографическая, характерная, социально конкретизированная и многие другие. Однако, близясь к закату века, ощутимым становится тенденция к отказу от избыточного грима, предпочитая использовать только его элементы с тонкостью и продуманностью, чтобы не нарушать цельность образа.

Сейчас выделяют два основных вида грима: условный и реалистичный.

Условный в свою очередь состоит из:

  • Портретного грима (изображение узнаваемого исторического персонажа, например, грим Маяковского),
  • Национального (если актёру приходится играть представителя другой расы, например азиата),
  •  Возрастного (призван «состарить» или «омолодить» персонажа)
  • Характерного (глядя на такой грим можно сразу охарактеризовать характер и нрав персонажа).

Мы узнали историю грима и его разновидность, а теперь предлагаем перейти к конкретным примерам.

Народный молодёжный театр «Вертикаль» города Коврова не проходит мимо такой важной части, как грим актёра. Да, в нашем, ковровском театре нет специального сотрудника, который мог бы заниматься гримировкой, но режиссёр, Евгений Соколов, выделяет пару часов на обучение правильного сценического макияжа. Каждый актёр «Вертикали» хотя бы раз пробовал «состарить» себя с помощью специальных красок и изучал технику гримировки. 

Как уже было упомянуто выше, грим когда-то был схож с маской. Есть даже виды театров в истории, изюминка которых была именно в наличии этого атрибута. Например, Комедия Дель Арте – это вид итальянского театра, где вся постановка строилась на импровизации и практически все актёры были в масках.

Театральные маски – это специальные приспособления, которые прикладываются к лицу и имеют вырезы для глаз. Они использовались уже долгое время и их цель – передать характер и эмоциональное состояние персонажей. Форма маски обычно повторяет контуры человеческого лица. Они производятся из различных материалов, таких как бумага, папье-маше, гипс, дерево, металл и другие.

И здесь «Вертикаль» преуспела. Для молодёжи театра было выделено целое занятие, где они смогли самостоятельно изготовили маски из медицинского бинта, клея и газеты, а после разукрасили их. Некоторые из этих масок были использованы в спектакле, посвящённому 20-летию театра «Вертикаль», -Бульваре преступлений, или Однажды в театре».

Грамотно подобранный грим играет важную роль в формировании реалистичного, правдивого и выразительного образа, в его передаче зрителю. Прежде всего, грим помогает выделить наиболее существенные черты характера, передать внутренний мир образа. Согласно великому русскому театральному деятелю К.С. Станиславскому, грим является внешним пластическим отображением внутренней сущности образа, его конкретной формы, которая находит выражение через взгляды и характер, поступки и действия; социальное происхождение, профессия, климат и состояние здоровья, привычки, отображаемые на лице актёра методами и средствами грима. Грим служит выразительным средством основных черт характера театрального персонажа, сохраняя индивидуальные особенности актёра – от внешнего к внутреннему, от физического воплощения к внутреннему переживанию, от формы к содержанию.

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!

Текст: Валерия Васильева, фото: Евгений Соколов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

Гололёд и мокрый снег. Скользкие выходные во Владимирской области

Следующий пост

Мэрия предлагает ковровчанам купить садовые участки в Коврове

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: