Двухколесный друг, или ВелоШестидесятые

GK

«Я буду долго гнать велосипед… „(«Букет») — стихотворение Николая Рубцова, написанное в шестидесятых годах, в восьмидесятые стало песенным хитом, а хитом шестидесятых был велосипед.

Можно с уверенностью утверждать, что в каждой советской семье тех лет был этот неприхотливый двухколесный агрегат. В интерьере коридоров коммунальных квартир присутствие велосипеда, наряду с корытами и старыми керогазами было повсеместным. Они стояли пристегнутые цепями на лестничных площадках новых пятиэтажек, в гаражах и на дачах более состоятельных членов социалистического общества. Велосипеду всегда отводилось достойное место невдалеке от хозяина. И что самое главное — на них ездили и покупались они не «для мебели».


На самодельных рамных седлах скукожившиеся дети, руль увешанный авоськами, а сзади на багажнике восседает вторая половина семейства – типичная картина в те годы с названием «К маме» или «Родительский день в пионерлагере».



На трофейные немецкие и выпуска начала века велосипеды можно было полюбоваться на дорогах, а не в музеях.




Детские велосипедики были похожи на уменьшенные копии клоунских из цирка и их передавали «по наследству» от подростков к младшим братьям и сестрам. В пятидесятые промышленность освоила новую модель транспорта для детей — трехколесный велосипед типа «ДВК 2».




Конструкция позволяла переоборудовать его в двухколесную машину к радости подросшего дошкольника. Трехколесное божество для ребенка, с которым можно было разговаривать и ссориться.


Минский завод, а затем и Шауляйский с Харьковским стали выпускать “Орленок» (“Эрелюкас”), который с ностальгией вспоминает нынешнее седовласое поколение. В Коврове эта «знаковая» модель появилась в продаже в новом выстроенном магазине «Спорттовары» на улице Союзной. В настоящее время там магазин «Жигули» около «двухсотлетней» остановки на проспекте Ленина. Особенно почитались дворовой пацанвой «Орлята» в необычном окрасе с хромированными колесными ободьями и щитками, придающими своеобразный шарм велосипеду (основная масса выпускалась с крашенными, а за «хром» надо было еще доплатить да и «достать» их было трудновато). Ведь выделиться чем-то среди толпы — это один из основных общечеловеческих «грехов» при любом политическом строе и в любом возрасте.



Младший брат «Орленка» – нижегородский «Школьник» не пользовался популярностью, его задняя втулка частенько «прокручивала» (скорее всего, конструкторский просчет по предельным эксплуатационным нагрузкам).




В парках Коврова у малышни была возможность поездить на детских стилизованных под автомобили, ракеты и конные экипажи «самобеглых колясках» выдаваемых в прокат.


Кататься на своей педальной технике подростки предпочитали в «своих» городских микрорайонах, ведь вероятность лишиться двухколесного друга заехав на «чужую» территорию, была велика и попытка вернуть экспроприированное чужими малолетними «жиганами» не приводила ни к чему. «Магазинный», уведенный велосипед моментально переделывался в непонятного монстра с удлиненной самодельной вилкой, передним колесом от «взрослого» (с большой вероятностью что ворованного), рулём невероятной ширины из водопроводной трубы и перекрашивался в брутальный черный цвет, становясь предтечей байков из фильма «Безумный Макс». Опознать что-то свое потерпевший «безлошадный» уже не мог.


Велосипедный бум не обошел стороной и взрослое население Коврова. Расширяющиеся заводские производства, строящиеся новые микрорайоны требовали какого-нибудь транспортного средства для доставки рабочих. Троллейбусов еще не было, а автобусные рейсы были маломестными и нечастыми. К тому же произошло послабление в законодательстве СССР шестидесятых годов. Уже не стали требовать сдачи минимальных экзаменов по управлению велосипедом и правилам дорожного движения. Отменялись номерные регистрационные знаки на это транспортное средство, да и в свободной продаже появилось несколько моделей по приемлемой к зарплате цене.


При заводских проходных открылись велостоянки, даже крытые. Это были времена, когда на работу в завод уже имея личное авто ездили на велосипеде.

Советская легкая промышленность не успевала следить за модой и выпускались «дамские» велосипеды с разноцветным проволочным закрытием заднего колеса (чтобы длинная юбка в стиле 30-40-х годов не запуталась в спицах), хотя их владелицы перешли на мини, бриджи и узкие спортивные брюки.







Мужики же закатывали правую брючину до колена или закалывали бельевыми прищепкам снятыми с соседской бельевой веревки, дабы не «затянуло в цепь». А специальные велоприщепки для широких брюк с обшлагами пылились на витринах «Культтоваров». В семидесятые с приходом моды на брюки «клеш» бельевые прищепки опять стали востребованы, а аксессуар для безопасной езды уже исчез с прилавков.


Любители спиртного частенько ходили, держась за своего железного друга — устойчиво и милицейский наряд не приставал (куда ж велосипед девать – в «воронок» вместе с «клиентом» не затащишь, да и последующую возможную «пропажу» личной собственности гражданина тяжело оправдать было в те годы).

В начале восьмидесятых при железнодорожной аварии в районе города несколько товарных вагонов из Белоруссии с экспортной (вроде, как для Вьетнама) двухколесной техникой пришли в негодность, и эти велосипеды продавали с уценкой в «спортивном» магазине на улице Комсомольской. Уже в наш двадцать первый век иногда можно наткнуться на те «вьетнамские» машины, нагруженные по весне рассадой помидоров на дорогах в коллективные сады.

Детские общегородские велосипедные соревнования в праздничные дни пришли к нам из малышовых велосипедных заездов, проводимых в «Дни улиц» шестидесятых. Уже можно смело присваивать им звание «Традиционных».




Секции велоспорта были массовым явлением в крупных и не очень городах тех лет. Дороги даже в Москве были еще доступны для проведения соревнований (небольшое количество автомобилей и частичная асфальтировка улиц позволяли массово кататься).




Ковровские велоспортсмены участвовали во многих областных и региональных соревнованиях по велогонкам. Хотя трековых велогонщиков не было (ближайший велотрек был в городе Горьком, ныне Нижнем Новгороде).

















Организованные группы взрослых велосипедистов принимали участие в различных городских мероприятиях – демонстрациях по праздникам, показательных выступлениях, возложении венков на площади Победы.










Модели спортивных и туристических марок пришлись по вкусу ковровской молодежи студенческого возраста, за скоростные характеристики и стильный дизайн. Поздними вечерами, когда не было на дорогах автомобилей, да частенько и освещения, можно было встретить компании на спортивных велосипедах мчащиеся по асфальтированным участкам дорог. Частенько с этих велосипедов снимались «на спор» тормоза и кеды намертво застегивались в туклипсы, что придавало безрассудный (с точки зрения старшего поколения) экстрим этим покатушкам.


О велокроссе (в основном чехословацком) любители только читали в спортивной литературе, да и техники соответствующей не было. То, что сейчас может творить почти каждый подросток на современной модели горного велосипеда, в те времена видели лишь в приезжающем на гастроли цирке у артистов оригинального жанра.

Сегодня все чаще можно вновь встретить на улицах, да и за городом велосипедистов — это значит, велоспорт не заглох в провинции. А неизбежные аварии и взаимные обвинения в адрес владельцев самого демократичного вида транспорта были и будут во все времена. Но эти неприятные инциденты сполна компенсируются прелестью независимого от внешних энергетических ресурсов ускоренного передвижения человека в пространстве только за счет своих способностей и испытания ощущения свободного «полета» в двадцати сантиметрах над землей.

«Солнце на спицах, синева над головой,

Ветер нам в лица, обгоняем шар земной,

Ветры и вёрсты, убегающие вдаль,

Сядешь и просто нажимаешь на педаль.»….

(«Песенка велосипедиста» Поющие Гитары, Tremeloes, русский текст П. Ватника)

Использованные фотоматериалы В.Истарова, из архива П.Артюшина, из сети Интернет.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

Мнение города ко дню ВДВ

Следующий пост

Бабочки на детских рисунках – символ новой жизни

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: