Встреча с художником для каждого из нас – нередкая, даже можно сказать, стандартная ситуация. Скажете – нет? А если подумать? Ведь в понятие «художник» укладывается и работа оформителей, и дизайнеров, и аэрографов, и тату-мастеров. Всё это мы заказываем.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Так, творчество или сервис? Как получить желаемое и не нарушить творческое пространство автора? Прежде, чем начать разбираться в этих «трудностях перевода», стоит определиться, кого можно называть художником, а кого нет.
Мы говорим, как, вероятно, уже понятно – о сфере изо. В ней немало разновидностей, от архитектуры до театрального декора, от дизайна до граффити, тату и боди-арта. Ну, и, разумеется – собственно, живопись.
Всё это «про художников», которые воплощают на полотне, в граните или на металле свои фантазии, задумки, а порой и сны. Но это минуты озарения, а жизненный процесс – рутина, в которой мастеру приходится иметь дело с чужими идеями и фантазиями. Это уже работа, добыча хлеба насущного.
О том, насколько важен баланс между позициями заказчика и художника, говорим с интерьерным дизайнером, райтером и татуировщиком Георгием Ясафовым.
— Пожелание заказчика – это, конечно, приоритет, если мы говорим не о творчестве свободного художника, а о работе. Однако речь всё-таки идёт о работе своеобразной. Поэтому, на мой взгляд, лучше, если заказчик идёт к мастеру подготовленным…
GK: Что значит, подготовленным?
— Перед тем, как обращаться к любому художнику с каким-то заказом, нужно проанализировать его работы. У каждого есть свой стиль и свои особенности, которые нужно учитывать и просто смириться с ними. Ведь попытка сломать четко-выстроенную и наработанную годами манеру приведет к конфликту. Как итог, никто не получит желаемого. Если вам не нравится, как рисует этот человек, зачем к нему обращаться? Нет толку учить художника рисовать!
GK: А ты сам считаешь себя художником с устоявшимся стилем?
— Наверное, да. Сначала рисовал персонажей различных компьютерных игр и комиксов. Потом увлекла графика, изображения автомобилей, техники. В студенческие годы увлекся граффити. Сейчас занимаюсь дизайном и татуировкой.
Проблема различий во взглядах на творческую реализацию между заказчиком и исполнителем очень близка и тем, кто работает со словом.
Нередко при подготовке статьи случается спорить с «героем романа». То, как интервьюер показывает своего собеседника, и то, каким сам герой видит себя в тексте – это две большие разницы…
Бывает, что автор статьи, идя на поводу у «своего героя», подстраивает текст под его представления о прекрасном. А потом – ну, надо же! — негативный общественный резонанс. «Герой» обескуражен: «Как же так? Я же рассчитывал, что все будут мною восхищаться?».
Это особенно ярко проявляется, когда тексты носят коммерческий, рекламный характер. «Почему люди такие злые?» — недоумевают потом рекламодатели. Но чаще всего не люди злые, а у рекламодателя доверия к автору не хватило. Тоже случается и с дизайнерами, и с коммерческими художниками.
Георгий уверен, что настоящий мастер просто обязан обезопасить клиента, объяснив ему, что специалист предложит оптимальное решение, даже если оно заказчику, на первый взгляд, покажется «не таким».
— Художник должен уметь отстоять свое видение, объяснить заказчику, почему необходимо сделать так, а не иначе. В то же время художник должен прислушиваться к заказчику, ведь в первую очередь, это человек, которому ты оказываешь услугу. Важно найти золотую середину, сделать так, чтобы довольными остались обе стороны. Это и есть профессионализм.
GK: И как часто удаётся эту «середину» находить?
— Если честно, то редко. Ведь воспитание доверия к творчеству – это процесс. И отдельно взятый художник тут вряд ли сможет переломить общий тренд. Либо это произойдёт потом, когда опыт и авторитет мастера станут непререкаемыми… Нет ничего лучше того, когда человек полностью доверяет художнику! Именно тогда получаются лучшие работы.
GK: Но представления о прекрасном у профессиональных художников и обычных людей чаще расходятся…
— Но я же говорю не об авангардистских течениях в искусстве, я о совершенно обычных вещах… Увы, люди подвержены «коллективному», склонны одобрять то, что (как они предполагают) одобрит большинство. Делать в первый раз, создавать что-то не похожее, свое – это большая работа. Это признак силы духа, смелости ума…
Вне сомнения, есть тренды и есть индивидуальность. Есть «ширпотреб» и «индпошив». Что вам ближе? Ответьте себе на этот главный вопрос прежде, чем пойдёте к художнику. Возможно ответ подскажет линию поведения, и тогда общение с мастером будет приятным и лёгким, а результат порадует вас и удивит окружающих исключительно в хорошем смысле этого слова.
Настоящее творчество (если мы говорим о работах на заказ) – это, по большому счёту – результат совместной работы того, кто творит и того, кто ставит задачу.
Не будь гордым – твори ©.
Фотограф Александр Соколов, в фоторяде использован архив ВК Георгия Ясафова