Бомбоубежище. Тема в последние недели актуализируется то на одной, то на другой информационной площадке. Порой пишут в паническом ключе, но есть и здравомыслящие люди, которые реально и трезво оценивают проблему. В их числе, кстати, губернатор Владимирской области Александр Авдеев.
О необходимости проверить объекты критической инфраструктуры из-за режима повышенной готовности в регионе губернатор Александр Авдеев написал в своём ТГ-канале пару недель назад. Сегодня в прямом эфире глава региона сообщил о первых итогах проверки:
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Те, что сохранились с советского времени можно вернуть с помощью реставрации. Есть не убежища, а укрытия в виде подвалов, которых достаточное количество. На сегодня они проходят ревизию. В декабре совместно с МЧС будет представлена полноценная информация по укрытиям. Советская система была привязана к крупным заводам, сейчас система расселения людей поменялась, поэтому пересматриваем.
Что называется, ухватил самую суть. Убежищ как таковых в городах области раз-два, да и обчёлся. Правильнее говорить об укрытиях, то есть подвалах под многоэтажными зданиями.
Напомним, в начале октября по нашей просьбе директор муниципального ГО и ЧС Игорь Догонин сообщил, что в Коврове есть укрытия, которые более-менее подпадают под определение бомбоубежища. Речь о 48 «сталинках» и подвалах под ними. Ещё 240 – это просто подвалы.
Не много, не мало. Но одно дело на бумаге, в отчёте. А как обстоят дела по факту. Нам удалось осмотреть одно из подвальных помещений под сталинкой. Тот самый пример, когда «более-менее».
Четырёх-этажку на Труда,1 возле центральных проходных ЗиДа начали строить в 1937-м, а в эксплуатацию сдали в 1939-м. Период был предвоенный, расцвет движения ГО. К подобного рода сооружениям относились серьёзно.
Дом проектировался как ведомственное жильё для работников завода, а также, в качестве съёмного жилья для командировочных. Земельный участок, на котором был построен дом, первоначально являлся заводской территорией.
И подвальные помещения на уровне проекта были оборудованы именно как убежища. Кстати, напомним, что же такое бомбоубежище с формальной точки зрения. Довоенная классификация защитных сооружений в СССР:
- Бомбоубежища I категории: защита от всех видов воздействий средств нападения с воздуха, в том числе от прямого попадания тяжёлых фугасных бомб. Обычно строятся с расчётом на бомбы 100—250 кг;
- Бомбоубежища II категории — ограждающие от ударной волны, осколочного и отравляющего действия, обрушения зданий, пожаров; не рассчитаны на прямое попадание бомбы;
- Убежища химической защиты, в том числе противогазовые (защитные) комнаты и химпалатки.
Каждая категория имеет чёткие параметры, которые можно уточнить в соответствующей таблице. Если предельно упростить до бытового уровня, то основные отличия обычного подвала от убежища – это:
- Наличие отопления;
- Электросвещение;
- Вентиляция;
- Водоснабжение;
- Канализация.
Все параметры понятны – в обычном тёмном и непроветриваемом подвале, да ещё без возможности отправления естественных нужд, много не насидишь. А ведь убежище предполагает нахождение в нём большого количества людей, которые могли бы там оставаться продолжительное время. Кстати, для этого убежища полагалось оборудовать ещё и спальными местами.
Конечно же, в подвале дома на Труда,1 никаких кроватей давно нет. В последний раз помещение использовали как заводской архив (подвал до сих пор в собственности завода).
Но свет там всё-таки имеется. И вентиляция хорошая. Подводка к отоплению и воде тоже в наличии. Правда, канализационного стока нет. Но всё равно такой подвал потенциально может быть использован как убежище. Чего не скажешь о соседних подвальных помещениях в том же доме.
Да, надо оговориться – подвал, откуда сделаны фото, – это лишь очень небольшая часть цокольного помещения под сталинкой, всего один подъезд. Площадь 157 квадратных метров.
Помещения под остальными подъездами, по идее, тоже могли бы быть убежищами. Точнее, были. Но теперь проданы, либо сданы в аренду. А главное – перепрофилированы.
Картина типичная – очень многие подвалы домов сегодня превратились в магазины или иные предприятия сферы обслуживания. В данном случае – алкомаркет и фитнес-зал.
Как поведут себя хозяева помещений в случае возникновения чрезвычайной ситуации, когда убежища понадобятся людям? Остаётся надеться, что проявят гражданскую сознательность…
Фотограф Дмитрий Кулешов
В ТЦ “Городок” цокольный этаж здания ТЦ тоже когда-то в советские времена был большим убежищем для работников приборостроительного завода. В убежище были герметичные стальные двери с тамбурами,освещение, вентиляция, канализация и туалеты,водопровод и ёмкости с резервом воды. Сейчас туда вход свободный, и там магазин. Туалеты всё же оставили, хотя их переделали и уменьшили.