Жизнь и бизнес уходят в Интернет. Найдутся сотни и тысячи готовых подписаться под этой фразой. Они скажут, что именно из сети узнают новости, там же обмениваются деловой информацией, да и деньги зарабатывают – интернет-торговля, доставка, реклама. Но им тут же ответят другие: «Где Ковров и где интернет-бизнес? Маленький город с консервативными традициями. Работаем в реале, новости и реклама в газетах, какой интернет?».
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
С учётом того, что GK – это про Интернет, нам-то очевидно – все в Интернет. Но это пока что наше субъективное мнение. Мы стартаперы, молодо-зелено… А что скажут авторы проектов, проверенных, так сказать, временем? Таковых на сегодня в Коврове… один. Мы беседуем с владельцем ресурса «IKovrov» (а теперь уже и «IVladimir») Ефимом Леонидовичем Аксельрудом.
Удивлены? Скажете, что это конкурент, от которого ничего кроме подсечек ждать не стоит?
Во-первых, мы не злобивы и убеждены, что принижение или замалчивание достижений коллег бессмысленно и глупо. Ну, а во-вторых, сам факт существования IK для нас – это добрый знак и доказательство того, что работа и продвижение бизнеса в Интернете возможно не только в мегаполисе, но и в таком городе как Ковров. И что может быть интереснее для читателей и полезнее для нас, чем личный опыт человека, который смог доказать, что интернет в провинции – это сила?..
GK: Первый вопрос про комментаторов IK. Говорят, это пишут сами авторы статей. Есть ещё версия, что вы специально оплачиваете «подконтрольных» хейтеров…
— Всё неправда. Хотя, думаю, что знаю некоторых из основных «таких» комментаторов. Более того, я сам регулярно комментарии читаю и на некоторые отвечаю.
GK: На одной из пресс-конференций мэр города сказал: «С уважением отношусь к авторам IK, но то, что у них «в подвале»…
— А я с уважением отношусь и «к подвалу» тоже. Несомненно, есть откровенные хамы и хулиганы-анонимщики. Мы приветствуем свободу волеизъявления. К сожалению, в последнее время законодательство по отношению к СМИ ужесточается, и интернет-СМИ — не исключение. Всё идёт к тому, что редакторы и владельцы сайтов будут нести ответственность, в том числе и за высказывания в комментариях к авторским текстам. Уже сегодня мы порой вынуждены ограничивать доступ комментаторов к сайту. Подчеркну, с сожалением. Ведь если не считать психически неуравновешенных и неадекватных людей, в комментариях мы видим ответную реакцию, пожелания и конструктивную критику. Это полезно как для героев публикаций, так и для авторов текстов.
GK: Закрыты нередко и комментарии к коммерческим рекламным текстам…
— Да, это так. Закрываем комментарии только по требованию рекламодателя. Но при этом всегда пытаемся убедить коммерсантов в том, что отзывы очень важны.
GK: Даже если комментарии агрессивны и оскорбительны?
— Представьте себе, да! Разумеется, не говорю об отдельных неуравновешенных субъектах, для которых нет разницы, что критиковать, лишь бы испачкать сами знаете в чем. Между прочим, есть ресурсы, которые даже платят таким хейтерам, чтобы создавали «эфирный шум»…
GK: Вы платите?
— Ну что вы! Наоборот, ввиду абсолютной невменяемости ряда таких «товарищей» приходиться закрывать комментарии. Получается, лишаем нормальных людей возможности обмена мнениями.
GK: А может, негативные комментарии связаны с тем, что подача текстов провоцирует троллинг?
— С этим не согласен. Просто интернет – это такая специфическая среда. Всякий, кто решил дать о себе информацию, рассказать о своём бизнесе или увлечении, должен быть готов к ответной реакции. Именно ответная реакция, на мой взгляд – самое ценное, то, что отличает сетевые ресурсы от печатных СМИ. А ещё интернет почти вечен. Что такое рекламная статья в газете? Сколько проживёт эта история? День-два, неделю? Уже почти не осталось людей, которые хранят газетные подшивки. А ссылка на текст в интернете в любой момент без усилий даст читателю возможность перечитать, пересмотреть то, что было опубликовано несколько месяцев или даже несколько лет назад. И, кстати говоря, те же комментарии, перечитанные потом, через время, станут наилучшей рекомендацией для того же рекламодателя. Уж если под текстом кто-то напишет, что это кафе, автомастерская или что бы то ни было, работает хорошо, этот отзыв останется навсегда.
GK: Негативный отзыв останется тоже… Впрочем, «вечность» в интернете – вещь условная, согласитесь. У владельца ресурса всегда есть возможность коррекции, не так ли?
— Хотите вы или нет, но вы уже есть в интернете. Исчезнуть совсем могут очень немногие. И если в отношении вашей компании или вас лично в интернете есть информация негативного характера, я бы порекомендовал начать работу над «противовесом». Что касается корректуры (вы, наверное, это имели в виду, когда говорили коррекция) правила общения на нашем ресурсе никто не отменял. То, что мы можем удалить какой-то комментарий или вовсе закрыть доступ комментирования, означает лишь то, что мы, как лицензированное СМИ, обязаны следовать законам РФ и поддерживать собственный статус. Превращать Ikovrov.ru в помойку, после 6 лет усилий, мы не планируем. А всё остальное… Отзывы – хорошие, плохие, насмешливые, восторженные – все они в комплексе формируют то, что называют репутацией. Будь-то бизнесмен, политик или просто интересный человек.
GK: Вы убеждены, что авторы и интервьюеры IK не провоцируют (намеренно или невольно) негативную реакцию. А сами герои публикаций? Бывает так, что люди сами, не отдавая себе отчёта в последствиях, говорят какие-то некорректные или просто… не слишком умные вещи. Что, на Ваш взгляд, должен сделать интервьюер? Нужно ли останавливать или предупреждать? Или сенсации превыше всего?
— Тут фифти-фифти. Если это не коммерческий текст, то решение за автором. Разумеется, у профессионального журналиста достаточно опыта и знаний, чтобы понять, в какой момент лучше остановиться, чтобы не поставить своего собеседника в неловкое положение. В большинстве случаев интервьюер сам «перестраховывается», бывает даже настолько, сама тема перестает быть интересной. Но, считаю, иногда это даже полезно – донести все как есть. И тут-то комментаторы со своей непосредственностью бывают лучшим «лекарством» от лишних амбиций и самомнения. Или наоборот поддержат, дадут свой совет. Но если мы говорим о чисто рекламных текстах, тут всё сложнее… Нередко автору статьи очевидно: то, как именно хочет коммерсант продвинуть свой бизнес, не только не даст эффекта, а скорее отпугнёт клиентов. Пытаешься объяснить – вы неправы, но… Написание рекламных текстов, к сожалению, одна из сфер, где каждый считает себя профессионалом. Мол, я лучше всех вас знаю, как пропиарить свою, скажем, колбасу. Кстати, иногда, к нашему сожалению, не очень часто так бывает — заказчик четко понимает, что должно получиться на выходе. Нам всего проще принять точку зрения любого рекламодателя, но так как мы чувствуем ответственность за результат, то вмешиваемся и дискутируем.
GK: Что такое интернет-аудитория? Интернет славен своей безграничностью. Вы отслеживаете географию посетителей сайта IK?
— Разумеется, я лично за этим слежу. И читают нас не только в Коврове, и не только в России. Есть читатели в Канаде, Венесуэле, ряде европейских стран.
GK: Считаете, что это связано с ростом популярности?
— Наш ресурс о Коврове и районе, очевидно — это наши рассеянные по планете земляки. В принципе, надо давать себе отчёт в том, что городской ресурс читают жители города. Это связано с самим контентом. Ну, кому в той же Венесуэле интересно, как в Коврове расположены троллейбусные остановки? Хотя, если речь идёт о криминальной хронике, о пожарах и прочих ЧС, читатели могут быть со всей страны…
GK: Лично Вы какие источники информации предпочитаете – электронные или консервативные СМИ?
— Читаю всё. И газеты, и ТВ смотрю, и, конечно, интернет. Не буду скрывать, 5-6 лет назад, когда начинался проект IK, у меня были немного другие ожидания. Я почти верил в то, что за следующие лет десять человечество полностью уйдёт в сеть, никаких бумажных носителей практически не останется. Время показало, что не всё так просто. Массового исхода, например — в Коврове, не произошло. Главная причина — половина ковровчан старше 50 лет. Тенденцией последних двух-трёх лет я бы назвал то, что интернет-аудитория повзрослела. Это не только естественное взросление тех подростков, которые начали «зависать в сети» ещё на заре интернета, но и присоединение 40-50-60-летних. Поначалу этот взрослый поток составлял 10-15% (это на примере IK), но вскоре процесс пошёл стремительно. Это не только показатель того, что с интернетом примирилось большинство населения, но индикатор доверия.
GK: Иными словами, реклама идёт в интернет?
— Именно так. Конечно, говорить о том, что проекты, такие как IK принесут большую прибыль, пока рано. Мы, кстати, пока на прибыль не вышли – в ресурс приходится вкладывать больше, чем удаётся заработать. Но в перспективу я верю. К тому же, у меня есть возможность сравнить это с процессами, которые проходили в Европе. Там ещё в прошлом веке развитие интернета приводило к полному закрытию газет и журналов, репутация которых складывалась десятилетиями. Думаю, у нас таких резких поворотов не будет, но многое изменится…
GK: Но интернет – это непрерывное развитие и перемены?
— Разумеется. Думаю, будущее принадлежит мобильным приложениям и… коротким текстам. Лично мне это не очень нравится, но тенденция такова – больше смотрят, чем читают.
GK: А вы любите почитать длинные тексты в интернете?
— Смотря, кто пишет…
Такая получилась беседа. На самом деле, за рамками интервью осталось немало интересных советов Ефима Леонидовича, которые мы очень ценим и к которым непременно прислушаемся. Один из советов, который мы считаем главным: надо работать, а не очернять конкурентов. Ведь рано или поздно, станет понятно, кто и чего стоит.
Фотограф Александр Илларионов