Это не про покер. Это про дорожный ремонт.
История болезни
Если кто помнит, когда-то по весне ямы на дорогах заваливали асфальтом на глазок. На месте дырок получались кочки, которые автомобили раскатывали, вбивая в дороги. Чиновники говорили, что денег мало, и это — «ямочный ремонт». Мол, лето как-нибудь откатаем, а там, глядишь – зима и наш русский асфальт – снег.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Потом на месте ям стали выпиливать большие квадраты и… опять-таки валить асфальт. Закатывать горячую массу водителям уже не доверяли, прибивали лопатами, иногда даже катками. Эти-то квадратные дыры и назвали «дорожными картами».
Потом была «леди-мэр» Ирина Табацкова, которая объявила, что ремонтировать надо большими кусками и капитально. Сделали пять или шесть улиц, некоторые из которых стоят без ям до сих пор. Но остальные дороги (у нас их 300) обрушились. Народ Табацкову проклял.
Следующий мэр Виктор Кауров, держа в уме печальный опыт Табацковой, целиком дороги делать даже не пытался. Ему особо и не на что было. То, что про него говорили, будто сотню миллионов укатал неведомо куда, враньё. Ему за весь период работы больше 63 млн. рублей не давали. Оставалось веселить народ резьбой «под брусчатку» и покраской асфальта в красный цвет.
Всё это нужно было вспомнить, чтобы лучше понять нынешнюю политику властей. Что мешает мэру Анатолию Зотову откатать ковровские дороги нормально? На этот и сопутствующие вопросы градоначальник попытался ответить в рамках круглого стола, который он собрал по дорожно-ремонтной проблематике.
100 миллионов – уже не деньги?
Мероприятие прошло 17 марта. Участвовали в нём, наряду с подчинёнными г-на Зотова, подрядчики (те, кто занимается дорожным ремонтом), депутаты, общественники из КТОСов и руководство ГИБДД. «Хедлайнером» встречи стал областной гость, директор ГБУ «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» Михаил Климов.
Формат круглого стола предполагает дискуссию и поиск решения проблемы. Но проблема в том, что в бюджете Коврова на 2016 год на асфальтировку заложено 51 млн. рублей. В 2015 году на дороги потратили почти 183 миллиона, в 2014-м – 115 миллионов, в 2013-м – 125 миллионов.
Суммы колоссальны, если сравнить их с ассигнованиями более ранних лет, когда городом управляли уже упомянутые Кауров и Табацкова. Не сказать, чтобы ковровчане были в восторге от дорог «до Зотова». Но с учетом закачки почти в полмиллиарда, хотелось бы увидеть хоть какой-то результат, не правда ли?
И.о. начальника управления городского хозяйства Михаил Попов заявил, что, по идее, Коврову каждый год надо по 200 млн. рублей на дороги выделять. Аппетит приходит во время еды, ещё три года назад в мэрии о 100 миллионах ежегодно мечтали. Ну, дали им по 100 млн. в год. Дороги, сами видите, какие, а наши управленцы уже о 200 «лимонах» в год мечтают.
Нынешнее психологическое состояние чиновников понять легко. Если за полмиллиарда совершить качественный рывок в деле дорожного ремонта не вышло, то за 51 миллион ждать чудес не приходится.
Думается, истинной целью мероприятия и было убедить г-на Климова в том, что в ковровской мэрии работают не такие раздолбаи, как может показаться на первый взгляд. И надо бы помочь нашим славным парням. Желательно, не добрым словом, а рублём.
Как убеждали Климова
Вначале мэр Анатолий Зотов зачем-то повинился перед ковровчанами за то, что не удалось избавить Ковров от ухабов:
— Состояние дорог в Коврове не соответствует ни здравому смыслу, ни нормативным документам! Ремонт дорожными картами – это преступление! – заявил градоначальник.
О чём дальше говорить-то? Прайс-лист безобразия был перед глазами — таблицу затраченных средств распечатали и раздали всем участникам встречи.
Однако пошли объяснения. Зима была необычайно тяжёлой, то морозило, то таяло, снег, опять-таки. Ливневой канализации в городе нет, и чтоб её отстроить, надо потратить целый бюджет города Коврова. А чем платить нянечкам в детских садах?
Попеняли жителям, которые бесстыдно продолжают скупать автомобили и ездить на них по дорогам, разбивая их. А тут ещё троллейбусы и транзитные фуры!..
А чиновники хорошие, они стараются, находят деньги, платят их подрядчикам-дорожникам. Так ведь эти мерзавцы химичат при производстве работ! Правда, не все. Есть и хорошие ребята. К примеру, фирма «Дортех» и её директор Андрей Канифатов, который, кстати, пришёл на круглый стол, не побоялся, в отличие от других.
К работе «Дортеха» у мэрии претензий нет. Более того, именно участки дорог, отремонтированные фирмой г-на Канифатова, чиновники мэрии даже на видео сняли, чтобы показать всем, в том числе и областному начальнику Климову, что не всё в Коврове так ужасно.
Сняли ровно те участки, где ям и трещин нет. Дорога на Погост, частично – проспект Ленина, Мира, улицы Белинского, Брюсова и кусок Гагарина. А то, что в прошлом году дорожники, включая того же Канифатова, ещё и Грибоедова ремонтировали, и Абельмана, и Дегтярёва? Там от асфальта мало, что осталось, но этих «видосов» не представили.
Андрей Канифатов говорил об успешном опыте работы с современными материалами. Например, асфальтом марки ЩМА — это такое шершавое покрытие на Комсомольской при въезде в город. Эта марка даёт гарантию на дорогу до 4 лет. Пока прошло полгода, посмотрим, что будет дальше.
Андрей Канифатов заверил всех, что и впредь готов трудиться на благо ковровчан, что он под новый сезон подкупил новой техники, и было бы неплохо продолжить работу в том же духе.
Вот только по нынешним деньгам так же лихо, как в прошлом году, может не получиться. К тому же, каким бы хорошим парнем не был Андрей Канифатов, его роль и место в дорожном ремонте обусловлено только одним обстоятельством – его победой в конкурсе за право ремонтировать.
В этой связи, довольно странными были уговоры мэра Зотова и общественников из КТОСов, мол, уважаемый г-н Канифатов, не покидайте нас, работайте и дальше. А как же равные условия и конкуренция?
Ни у кого не треснет?
В пылу взаимных уговоров как-то позабыли про наш любимый Павловский мост, который трещит по швам. По идее, все 50 миллионов в этом году должны пойти именно туда, а об остальных улицах можно забыть. Об этом напомнили начальник МУП «УТТ» Владимир Соловьёв и начальник ГИБДД Игорь Симонов.
Первый отметил, что как бы аккуратно по мосту не ездили, достаточно двух междугородних автобусов и пары троллейбусов одновременно, и «бэмс» Коврову обеспечен.
— Но я же подписал постановление, в котором говориться об ограничении движения по путепроводу. И, кстати, инспекторам ГИБДД следовало бы больше внимания уделять этому участку, — сказал Анатолий Зотов.
На что начальник ГИБДД ответил:
— У нас движение регламентируют ПДД и дорожные знаки. И что-то я перед путепроводом никаких новых знаков не вижу. А между тем, за их установку администрация города отвечает, — парировал Игорь Симонов.
Если мост пока что ремонтировать не на что, в мэрии, действительно, могли бы уже найти деньги на столбы и дорожные знаки. А те тяжёлые машины, которые неизбежно поедут по мосту пускать только ночью и только по спецпропускам. Пока это не сделано, гаишники на мосту в идиотском положении. На основании чего им на водителей протоколы составлять? Мэрским постановлением что ли размахивать?
Ещё несколько вопросов ребром. Например, по поводу очистки города от снега. Сколько бы чиновники не пеняли на суровые зимы, если снег стаскивать в кучи, даже самого современного асфальта не хватит, весь растает. Особенно, если все обочины будут под коркой льда.
По поводу нехватки денег начальник ГИБДД сказал так. В приличных регионах России, когда дороги ремонтируют, фрезой снимают старый асфальт. И эту «стружку» перерабатывают и вновь пускают в дело. А куда у нас асфальтная стружка уходит? Отвечать не захотели ни мэр Зотов, ни дорожник Канифатов.
В своё время при замене асфальта по периметру Первомайского рынка тогдашний директор (уж не вспомнить фамилию, много их сменилось) весь фрезерованный асфальт собирал и вывозил куда-то за город. Ему ещё сочувствовали все, мол, какой молодец, грязь-мусор вывозит. А директор откровенничал в узких кругах, мол, продажа этой стружки — настолько прибыльное дело, что не жалко ни бензина, ни времени.
Кто и куда последние три года вывозит асфальтную стружку, мы вряд ли узнаем. Если это Канифатов, его и упрекнуть не за что. Ведь техническая документация, по которой он работал, разработана в мэрии. И если чиновники ему не прописали отработку асфальта перерабатывать, почему бы не продать налево?
Есть и другая сторона вопроса. Нередко подрядчики после победы на конкурсе с удивлением обнаруживают, что улицы, которые им предстоит асфальтировать, разрушены гораздо больше, чем было описано в документации.
Например, снимают верхний слой, а там – песок вместо щебёнки. А щебёнка в контракте не прописана. Никто ж не знал, что там под ухабами. За свой счёт щебёнку подсыпать? Это вряд ли. Асфальт просто положат в песок. И винить подрядчиков будет неправильно, это косяк чиновников, которые проект составляли.
Не потому ли наши чиновники с таким жаром призывают общественников в стиле «Стоп-хам» и «Синие ведёрки» бегать со смартфонами за дорожными рабочими и хором возмущаться их недобросовестностью? А потом всем миром стыдить мерзавцев, которые асфальт в лужи кладут?
Заметьте, ещё ни разу этих общественников не позвали посмотреть, как в промежутке между чаем с лимоном, перекурами и запилом ногтей составляется проектно-сметная документация на проведение дорожных работ. Впрочем, даже если и пустят посмотреть, вряд ли разберёшься в хитрой цифири.
Во всём виноват Чубайс
«Закруглил» круглый стол тот самый «хедлайнер», директор ГБУ «Владупрдор», Михаил Климов. Оказалось, что не только в Коврове о деньгах помечтать любят. В области ситуация такая же, только порядок цифр иной. Для приведения дорог в нормативное состояние региону нужна ежегодная закачка в 32 млрд. рублей, а сотня «ярдов» требуется сразу.
Причина столь солидных аппетитов неуловимо напоминает объяснения ковровских. Нам годами рассказывают про невозможную, но необходимую ливневую канализацию. В масштабах области и страны другая история.
По словам г-на Климова, основная часть дорог в стране строилась в 70-80-е гг. прошлого века, по советским ГОСТам. Нагрузка на ось составляла 6 тонн. Расчёт был на КамАЗы. Потом настал капитализм и появились DAF, SCANIA и прочие зарубежные монстры с нагрузкой выше 11 тонн. А ГОСТы не меняли. И в лихие 90-е неформатные тягачи раскатали все наши дороги.
Кстати, очень похоже на правду. Откуда-то же берутся эти «волнистые» трассы. Относительно недавно дорожные параметры привели в соответствие и начали потихоньку применять более прочные марки асфальта и продвинутую дорожную технику. Вот, М-7 более-менее сделали. Вот только денег это требует немалых…
В общем, пока что г-н Климов ковровчан ничем, кроме экскурса в историю, не порадовал. Может, в марте-апреле что-то изменится?
Со слов Анатолия Зотова, в мэрии планируют ремонт улиц З.Космодемьянской, Малеева, Грибоедова с применением замечательного современного асфальта.
По итогам встречи, приняли расплывчатую резолюцию в стиле «углубить и усугубить». Этот исторический документ на днях опубликуют наши бумажные СМИ, там и почитаете. А мы в автосервис, ходовую менять.
Независимое мнение
Свой комментарий для GK по данному вопросу дал предприниматель Артём Эдуардович Епифанов. Он не понаслышке знаком с работой городского ЖКХ, в период 2010-2011 г. возглавлял городское СпецАвтоХозяйство (МУП САХ):
— Наша администрация думает так: если мы сейчас отдадим уборку дорог от снега частнику, то не сможем «влить» денег в загибающийся САХ. А ведь это муниципальное предприятие и так уже почти оголилось, уборка мусора по большому счёту перешла в частные руки. И таким способом решается якобы «спасти» САХ и сделать его ответственным за всю уборку дорог.
Но из внимания упускается тот факт, что дорога должна быть убрана качественно: летом выметена, зимой вывезен снег. Это невозможно, нужного количества оборудования у САХа нет. В итоге получается, что снег сам тает, дождь сам моет дороги.
Поэтому, надо просто определить лучшего подрядчика, который максимально качественно окажет услуги. И МУП САХ здесь — такая же коммерческая организация, как и остальные компании. Единственное отличие — учредитель администрация Коврова. По закону необходимо проводить аукционы, чтобы выбрать лучшего исполнителя. В реальности же (в этом году было также) другие предприятия просят не соваться на торги.
А людям и журналистам администрация говорит, что дороги не убираются, потому что нет соответствующей техники у МУПа. Наш мэр в корне не прав, он должен не закапывать деньги в муниципальные предприятия, а выбирать лучших подрядчиков, и они у нас в городе есть.
Если в городе зимой плохо убрали, то соответственно будут и сложности с асфальтом. Талая вода попадёт в микротрещины, замерзнет и просто разорвет его. Произойдёт это из-за неправильной технологии укладки.
По нормам, под асфальтом должен быть хотя бы хороший щебень и песок. Без этого «подасфальтового коврика» сам асфальт продавливается от машин, и он трескается невидимо глазу. А если попала вода внутрь, а потом замёрзла ночью? Лёд разорвёт асфальт, получится уже не трещина, а яма. Снег постоянно провоцирует разрушение асфальта.
В итоге виновником «уплывшего асфальта» являются САХ и действия управления городского хозяйства. Глава города выбирает такой путь, с которым САХ просто не может справится, но обвиняют подрядчиков-укладчиков дорог, ссылаются на некачественный мелеховский щебень и так далее.