В ковровском историко-мемориальном музее Владимирской области много нового. Новая выставка, посвященная 85-летию летчика-испытателя Авиарда Фастовца. И обновлённый формат, в котором экспонаты представлены вниманию посетителей.
В нашем городе 21 герой Советского союза. При этом, большинство из них не уроженцы, а жители. Что касается Авиарда Гавриловича, то он именно родился и вырос в Коврове.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Уникальность звания Авиарда Гавриловича заключается в том, что он один из немногих получил его в мирное время. Заслуженный летчик-испытатель выполнил множество опасных вылетов. Звание героя получил в 1976 году. Авиард Гаврилович был одним из первых, кто смог катапультироваться из разрушающегося самолета.
Справка GK
Авиард Гаврилович Фастовец родился 5 июля 1937 года в городе Ковров Ивановской (ныне — Владимирской) области, в семье военного лётчика. Русский. В 1954 году окончил спецшколу ВВС (Иваново). В Военно-воздушных силах СССР с июня 1954 года. В 1955 году окончил 26-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков (Актюбинск), а в 1957 году — Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков (Волгоград). В 1957—1965 годах преподавал в этом училище, лётчик-инструктор. После увольнения в запас в 1965 году майор Фастовец поступил в Школу лётчиков-испытателей, которую окончил в 1967 году. С 1967 по 1987 год — лётчик-испытатель ОКБ А. И. Микояна. Поднял в небо и провёл испытания сверхзвуковых боевых самолётов МиГ-23МЛ (1975), МиГ-29УБ (1981), МиГ-31Д (1987). 21 августа 1982 года впервые в стране на самолёте МиГ-29ЛЛ произвёл взлёт с трамплина. Участвовал в испытаниях самолётов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций. Катапультировался из разрушающегося истребителя МиГ-23. В октябре 1976 года выполнил первый полёт и провёл испытания экспериментального самолёта МиГ-105.11 (дозвукового аналога орбитального самолёта) в проекте «Спираль». После ухода с лётной работы продолжал трудиться в ОКБ имени А. И. Микояна инженером по системам посадки на палубу корабля. Умер 5 сентября 1991 года в Москве. Похоронен на Даниловском кладбище
В залах историко-мемориального музея представлены личные документы, ордена и фотографии. А ещё лётный костюм и шлем героя. Работники музея пояснили:
Экспонаты на выставке уникальные, поскольку пришли к нам из двух основных и ценных источников. К примеру, костюм и шлем, в 1996 году, передали из музея ОКБ имени А.И. Микояна. Где в свое время работал Авиард Гаврилович. А документы и фотографии были переданы родственниками, которые поддерживают связь с музеем.
Помимо интересных выставочных экземпляров внимание привлекло еще и новое оборудование, которое появилось в музее. Его было сложно не заметить. Когда входишь в музей, понимаешь: здесь что-то происходит.
В коридорах множество объёмных коробок в пластиковой упаковке. О том, что в “багаже”, рассказала директор музея Ольга Монякова:
Да, в музее сейчас ведется очень активная работа. Мы получили государственную субсидию, в размере 4 миллионов рублей. Деньги от нее пошли как раз на новое оборудование. Это не только новые стеллажи для хранения экспонатов, но и выставочное оборудование. К примеру, экспонаты, связанные с Авиардом Фастовцом как раз в новых стеллажах. Это эстетично и удобно для организаторов выставки. Стеллажи с хорошей подсветкой, отличный обзор. Хотелось бы отметить новую подвесную систему для размещения картин.
Действительно, отметили это в предыдущее посещение, на открытии выставки литографий Анри Матисса.
Ольга Монякова уточнила, что музей приобрел не только новые стеллажи для хранения, но и новые компьютеры и систему видеотрансляций. Правда, видеотрансляции из музея все желающие смогут не скоро. Запуск планируется только зимой, будет приурочен к ежегодным «Рождественским чтениям».
Ольга Альбертовна пояснила:
Помимо этого мы еще установили в нескольких наших филиалах систему видеонаблюдения. Попутно ведем работы в самом хранилище, разбираем, убираем, думаем, как лучше поставить новые стеллажи. Работа предстоит большая.
О новых приобретениях, которые уже полным ходом используются в работе, работники музея говорят радостно и с гордостью. Заведующая научно-методическим отделом Любовь Плеханова поделилась:
Мы активно используем новую подвесную систему. Это упростило работу при развешивании картин. Раньше были обычные веревки, что выглядело не очень эстетично. К тому же много времени и сил тратилось на сам процесс развешивания. Теперь мучения в прошлом. Мы просто крепим картины на крючки, их легко перемещать, формируя экспозицию. В общем, перемены у нас благотворные и зримые.
Осталось добавить, что все инновации и реконструкции прошли практически незаметно для посетителей музея. Выставочная работа не прерывалась ни на один день. Благодаря самоотверженной работе сотрудников, всё это время музей был открыт для посетителей.