Выставка из 120 литографий с работ французского живописца Анри Матисса, открылась в Ковровском историко-мемориальном музее. Первыми посетителями стали ковровские художники.
Директор музея Ольга Монякова на открытии экспозиции отметила, что именно художников хотела бы видеть первыми. Ибо творчество западноевропейского мастера требует особого взгляда. Кстати, собрание литографий так и называется – «Взгляд».
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
120 подлинников
Литография – не репродукция. Речь о сертифицированных подлинниках. Они прибыли в наш город благодаря сотрудничеству музея с выставочным проектом «АртГит». В рамках сотрудничества в Коврове уже побывали подлинники Делакруа и Дали. А сейчас – литографии Матисса.
Говорят, технику литографии изобрели случайно. В Богемии. Некий Алоизий Зенефельдер по рассеянности записал счёт из прачечной на известняковом камне. Счёт отпечатался (также случайно) на влажной ткани. И Зенефельдер понял, что запись можно тиражировать.
В технике литографии работали такие мастера, как Сальвадор Дали, Эжен Делакруа, Пабло Пикассо, Валентин Серов, Марк Шагал. И – Анри Матисс.
Живописец, рисовальщик, гравер. Иллюстратор, монументалист-декоратор, театральный художник. Скульптор, керамист, мастер гобелена и витража. Это всё о нём.
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 года. В Пикардии, на севере Франции. В семье торговца зерном. По окончании лицея юношу отправляют в Париж изучать юриспруденцию. Он успешно завершает образование и получает право работать по специальности. Возвращается на малую родину и устраивается на работу клерком у присяжного поверенного.
В 20-летнем возрасте серьёзно заболевает. На два месяца он прикован к постели. Тогда-то ради развлечения Анри Матисс начинает рисовать. Первыми ценителями стали родные и друзья. Воодушевлённый похвалами молодой человек записывается в школу рисунка. Там обучались чертёжники для текстильной промышленности. Через три года он оставляет юридическую практику и снова отправляется в Париж. Чтобы связать жизнь с изо.
Когда заходит речь о творчестве Матисса, вспоминают диптих «Танец» и «Музыка». Картины созданы по заказу русского предпринимателя и коллекционера Сергея Щукина. Полотна экспонируются в питерском Эрмитаже. История их написания достойна отдельного рассказа. Как и многие эпизоды долгой 84-летней жизни мастера. Однако сегодня и сейчас – о литографиях.
Лицо в окне
Работы экспозиции «Взгляд» объединяют два лейтмотива.
Во-первых, человеческое лицо, портрет. У Матисса практически нет пейзажей и натюрмортов. Смысл и значение портрета художник характеризовал так.
Лицо модели – это отражение чувства, которое модель возбудила в художнике. А совсем не внешняя точность!..
Во-вторых, окно. Это единственная в творчестве мастера определенная форма в пространстве. Окно давало Матиссу повод для осмысления вечных тем. Пространство в пространстве, мир в мире.
Литографии скомпонованы парами. Каждая пара снабжена подписью. Цитаты Матисса. Вовсе не описание того, что изображено на картинах. Например…
«Мадам Д. Палей». Париж, 1954.
Я всегда считал рисунок не отдельным видом искусства специального назначения. Но прежде всего способом выражения интимных чувств и душевных состояний. Способом, упрощенным для того, чтобы дать простые и непосредственные изображения. Которые легко дошли бы до зрителя.
«Коколи Агеласто». Париж, 1954.
Если я беру лист бумаги определенного размера, я делаю на нем рисунок, который будет обязательно соответствовать его формату. Я бы не повторил тот же рисунок на другом листе иных пропорций, например, прямоугольном, а не квадратном. Однако я не ограничился бы простым увеличением рисунка, если бы мне пришлось переносить его на лист той же формы, но в десять раз больший.
Особое внимание советую обратить на серию литографий из альбома «Джаз».
В 1941 году, когда Анри Матиссу исполнилось 74 года, ему диагностировали рак. После операции он оказался прикован к постели и фактически потерял свободу передвижения. Не имея возможности рисовать и лепить, он вырезал из раскрашенной бумаги разные формы и составлял из них коллажи.
Так появился художественный альбом, содержащий красочные аппликации, сопровожденные письменными заметками Матисса.
На мой взгляд, эти работы оказывают особое эмоциональное воздействие на детей. Думаю, что не стоит переживать от того, что на некоторых работах чиновники Роскомнадзора рекомендовали бы поставить пометку 18+. Очарование обнажённого тела, к тому же в гениальной интерпретации мастера – это совсем не «фото для взрослых».
Выбирайте экскурсию выходного дня, тогда сможете не только осмотреть все литографии, но и прослушать содержательный рассказ гида.
Искусство на струнах
Выставка будет работать весь июль. В очередной раз подчёркиваю, что речь идёт не о репродукциях! Это подлинники великого мастера. То, что можно вот так, можно сказать, запросто увидеть их в нашем городе, настоящее чудо.
Распорядители коллекции – «АртГит» – снабдили литографии подробнейшими аннотациями и подборкой малоизвестных биографических фактов об Анри Матиссе. От перечня заслуг и наград до «донжуанского списка». Кстати, последней любовью западноевропейского живописца стала русская модель Лидия Делекторская.
Немаловажно, что литографии размещены при помощи специального выставочного оборудования. Оно недавно было получено ковровским музеем в рамках господдержки. Литографии словно парят, подвешенные на изящных струнах. Каждая работа подсвечена направленным светильником. Современно и атмосферно.
Фотограф Дмитрий Кулешов, ещё фото в ВК-паблике GK