Глоток мудрости от SAGE

GK

В субботу в Коврове состоялся необычный концерт. Для «Квеста», где прошло выступление этно-экспериментального проекта SAGE, это стало самым массовым мероприятием за историю существования. А накануне музыкант Евгений Толстых дал концерт во Владимире…

Таинственный диджериду – музыкальный инструмент австралийских аборигенов, один из старейших духовых инструментов в мире, — его вариации и варган. Одежды, чем-то напоминающие одеяния древних мудрецов, лекарей, провидцев. Выступает музыкант, сидя на коленях. А рядом – айпэд, куча проводов и цифровых примочек. Непривычное слуху звучание и мастерские манипуляции, гармоничное сочетание природы и электроники рождают музыку, напоминающую ту, что используют для релакса и медитации. Не удивительно, что на концерте кто-то из слушателей на время закрывал глаза. Воображение уносило за горизонты и грани реального.

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrovПодписывайтесь!

Первое отделение концерта — «Eucaliptology» — инструментальное. Шум моря, крик чаек, голоса, щебетание птиц, жужжание насекомых. В авторских композициях Толстых продемонстрировал природную мощь древних инструментов, современные техники, манеры игры, тенденции современного искусства. Сами гости, выражая свои эмоции, назвали его музыкальную деятельность просветительской. Лучшего комплемента человеку творческому с учётом полного зала не найти.

Колоритный диджериду Евгения – профессиональный концертный инструмент, один из первых, изготовленных мастерами с Урала. А вообще, как поделился его владелец, производителей этого направления в России очень мало. Но то, что музыкант привёз с собой, — далеко не полный арсенал. Дома, в Екатеринбурге, остались ещё два диджариду, гитара, игиль. Их тоже использует для создания авторской музыки. А вот в дорогу берёт редко.


Те, кто далёк от истории, язычества, мог сделать для себя множество открытий. В своём творчестве Толстых обращается к мифам, легендам, духовным стихам, былинам. Судьба героини песни середины XIII века Авдотьи Рязаночки, чья мудрость вызволила из татарского плена рязанский народ, стала предисловием к одной из композиций второго отделения с символичным названием «Сильнее огня». В нём слушателей ждало фольклорное путешествие, посвящённое русской песенной традиции, горловому и обертонному пению. А закончился концерт живым общением.

Музыка, культура, традиции для музыканта, по его словам, — часть его жизни. Он не считает себя медийной личностью. Евгений Толстых – не сценический псевдоним, настоящее имя. Не характерное окончание фамилии – корни из Сибири. По профессии – юрист. Но последние годы SAGE – не только дело для души, но и основной источник дохода.

С музыкой на «ты» Евгений с детства: музыкальная школа, оперное пение, увлечение гитарой, роком… А с диджериду он познакомился в 2005 году. Тогда более простым инструментом, чем те, на которых сейчас играет он, обзавёлся его знакомый: привёз из-за границы. А через год у него был свой. Ещё год ушёл на обучение и поиск единомышленников.


Так и появился этно-экспериментальный музыкальный проект. Начинали с самого простого, импровизации на екатеринбургских площадках. Своеобразным авансом для группы стало приглашение на крупный фестиваль в Пермский край. Но яркий старт музыканты здраво оценили и стали ещё усеусерднее работать. Правда, к 2010 году в проекте остались двое — Евгений Толстых и его супруга Ирина Набиева.

На концерте можно было приобрести музыкальный альбом – лучшее творчество за 3 года — в эксклюзивной авторской обложке ручной работы Ирины. Сама девушка, чьи сценические танцы обычно дополняют визуальное восприятие музыки SAGE, сопровождает супруга на крупномасштабные мероприятия.

Сегодня SAGE — участники международных этнических, фольклорных фестивалей, таких как «Живая вода» (Новосибирск), «Kamwa» (Пермь), «Зов Пармы» (Пермский край), «Тайбола» (Архангельск, Северодвинск), «Wafest» (Нижний Новгород), «Небо и Земля» (Тюмень), «Обертоник» (Киев) и многих других. Активно гастролируют по городам России и ближнего зарубежья, проводят лекции и мастер-классы.


— Москва, Тольятти, Улан-Удэ, Краснодар, Адыгея, Мурманск…География ваших концертов насчитывает более 30 городов? Евгений, кто ваш слушатель?

— Страна большая, где-то лучше развит жанр, где-то хуже. Неподготовленному слушателю сложнее уйти в аутентичную струю. Но я стараюсь не делать скидки. А есть, наоборот, искушённые слушатели. Конечно, собирать публику в таких городах как Москва, Санкт-Петербург сложнее. Они в хорошем смысле избалованы культурными событиями. Но для меня концерт – не развлекательное действие, а познавательно-просветительское, хотя я сам ещё учусь, и в том числе у зрителя. Для меня важен момент контакта, диалога и я очень ценю людей, готовых отдать своё время, внимание, чтобы этот «разговор» состоялся.

На «карте» его музыкальных путешествий не только крупные города, но и посёлки, деревни. Одно время музыкант часто давал концерты на Украине. А на этапе становления SAGE даже побывал в Европе. Кстати, именно там, у пражского мастера Евгений Толстых совершенствовал свою технику игры на диджериду.


— А где вы не выступили бы ни за какие деньги?

— Последнее время стараюсь не играть в клубах, заведениях, где продают алкоголь. Если по молодости приходилось мириться с тем, что есть, сейчас я избирателен. Лишь изредка делаю исключение, когда в городе не хватает площадок…

— В вашем творчестве своя философия?

— Это преемственность знаний и внутренняя глубина. Как на Востоке: есть мастер, и есть ученик, который старается что-то почерпнуть и передать это дальше. Музыка – особое состояние, способ передачи культуры от поколения к поколению, определённая ответственность. И в песнях, и в инструментальных композициях есть глубокие смыслы, но нужно уметь это почувствовать, ощутить.

— Как вы сами определяете свой жанр?

— Традиционная современная музыка. Элементы традиции и эксперимента в ней присутствуют в равной степени. Стараюсь не уходить в экстрим, чтобы это не вылилось в конъектуру, подражание современной музыке. Мне что-то нравится из академической музыки, что-то из электронной, джаза. Но зерно, конечно, — традиция, то, что из него произрастает, и слышит слушатель.


Сам музыкант разносторонний слушатель. Последнее время его привлекают академический авангард XX века, минимализм, одновременно сдержанная и энергетическая, жизнерадостная исландская музыка.
«SAGE» на разных языках означает «легенда», «мудрость», «сказание», «миф».

— Для меня это мудрость поколений, музыки прошлого, состояние, вибрации, — объясняет смысл названия проекта Евгений Толстых. Ими музыкант и делился. А ещё в своё время он выявил закономерность: чем больше публика настроена воспринимать и понимать, тем лучше получается концерт. И, судя по отзывам гостей «Квеста», «диалог» состоялся. Возможность услышать диджериду, пообщаться с екатеринбуржцем у тех, кто концерт пропустил, ещё будет. Как признался музыкант, не то, что не исключает очередную поездку в Ковров, а исключает то, что её не будет.






Фото, видео: Алексей Гаврилов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

В центре Коврова встали троллейбусы

Следующий пост

Кто сует руку в чужой карман?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: