С тем, что «Аскона» — предприятие уникальное, поспорить не смогут даже заядлые скептики. За 21 год она превратилась из небольшой фирмы по продаже мебели в транснациональную компанию, в активе которой – огромное производство, собственная розничная сеть, логистическая структура, строительное подразделение.
Прошлый год был для Асконы не только юбилейным, но и судьбоносным – предприятие стало частью шведской Группы Компаний «Hilding Anders», но по-прежнему её головной офис находится в Коврове.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
О том, что такое «Аскона» сегодня и с какими достижениями она встречает «европейское совершеннолетие», рассказал нам Роман ЕРШОВ – директор холдинга по продажам и маркетингу.
— Роман, с какими достижениями «Аскона» подошла к «европейскому совершеннолетию»?
— Оно получилось действительно европейским, потому что год назад наша компания стала членом группы компаний «Hilding Anders». С моей точки зрения, это партнёрство – пример профессионального совместного ведения бизнеса, направленного на его рост и развитие. Конечно, в процессе интеграции были некоторые сложности – в «Асконе» вводились новые современные системы управления, которые многие годы успешно работают на других предприятиях группы «Хилдинг Андерс». Сегодня процесс интеграции завершился полным переходом на шведскую модель, и процессы управления стали простыми и прозрачными.
— Оправдались ли надежды, возлагаемые на сотрудничество со шведской группой компаний?
— Однозначно – да. Наши ожидания были связаны с синергией, которая должна была произойти – взаимопроникновение, взаимная польза от партнёрства. И мы получили достаточно сильную помощь, например, при закупке сырья – после подписания соглашения с «Хилдинг Андерс» поставщики автоматически снизили для нас цены на обширный список сырьевой продукции.
Выгода от партнёрства обоюдная: в этом году «Аскона» стала лидером двух мировых проектов в рамках группы компаний «Хилдинг Андерс». Первый – внедрение в международный проект «bed to go» (знакома нам по формату «Гора матрасов», когда 2-спальный пружинный матрас складывается и скручивается, и покупатель может легко увезти его в коробке из магазина в легковом автомобиле или даже на общественном транспорте). Второй – получение «Асконой» статуса консультанта по вопросам розничной торговли в рамках группы.
Благодаря вхождению в «Хилдинг Андерс» мы получили возможность чаще и продуктивнее общаться с иностранными коллегами; сотрудники различных подразделений, в том числе производства, каждый месяц выезжают в зарубежные командировки для обучения и обмена опытом.
— Как в нескольких словах вы можете охарактеризовать современную «Аскону»?
— Это, однозначно, компания, входящая в десятку крупнейших мебельных предприятий России и в пятёрку крупнейших матрасных фабрик Европы. Это единственная в мире компания, имеющая столь масштабную розничную сеть. Такие факты о многом говорят и обязывают «держать марку» по всем направлениям: качество, сроки, цены, маркетинг, эффективность и т. д.
— Количество собственных розничных магазинов продолжает расти?
— Несомненно. По состоянию на 1 августа собственных магазинов у «Асконы» было 128. Планируем в ближайшие 3-4 года ежегодно увеличивать их количество на 70-80 – чтобы в каждом городе с населением свыше 50 тыс. человек стоял наш магазин, и жители отдавали предпочтение «асконовской» продукции.
— В этом году «Аскона» «завоевала» Украину?
— Да, мы – единственная матрасная компания России, имеющая собственное представительство в этой стране. Сейчас в Киеве работают три наших магазина. Несмотря на некоторую нестабильность экономики этой страны, результат, полученный нами за 7 месяцев работы, вдохновляет: украинский рынок открывает перед нами большие возможности, так как потенциал у него хороший, а конкуренция ниже, чем в России. И наш формат магазинов, технологии, «асконовская» система розничных продаж позволяют нам очень эффективно выступить на этом рынке. Уже разработан план продаж на следующий год, предполагаем открыть ещё 15 магазинов, и не только в Киеве, но и в других крупных украинских городах.
— Зачем при столь мощном развитии розничной сети «Аскона» использует и франчайзинг?
— Есть города и территории, в которые нам сложно зайти из-за особенностей логистики. Доставить потребителю нашу продукцию – либо дорого, либо очень тяжело. А цена у «асконовского» товара едина для всех потребителей России, независимо от города. Поэтому такие «проблемные» регионы обслуживаются по системе франчайзинга – нашими партнёрами.
Развитие собственной розничной сети и франчайзинга идёт параллельно. Предполагается, что в ближайшие два года число партнёрских магазинов будет доведено до 100 (сейчас их около 30).
— В прошлом году в компании официально заработала лаборатория качества. Какие преимущества благодаря этому получила «Аскона»?
— Основной целью создания лаборатории было тестирование нашей продукции, чтобы иметь возможность давать точную гарантию; точно знать, сколько прослужит та или иная модель матраса. Этой цели мы достигли и теперь выгодно отличаемся от конкурентов. Кроме того, мы имеем право оказывать услуги другим матрасным и мебельным компаниям по тестированию их продукции. Несколько месяцев назад лаборатория прошла сертификацию шведских экспертов и получила статус единственной в России, тестирующей по стандартам корпорации ИКЕА.
— Уже есть заказы от других компаний?
— Да, и их немало – в основном от российских поставщиков кроватей, матрасов и мягкой мебели для ИКЕА. По правилам этого шведского закупщика, вся продукция, поставляемая в их гипермаркеты, должна проходить ряд обязательных испытаний. Раньше российские поставщики были вынуждены отправлять свою продукцию для тестирования за границу, что было достаточно сложно и дорого. Сейчас для проведения испытаний они обращаются в «Аскону», что значительно экономит их время и деньги. В этом году продукция нашей компании была одобрена Роспотребнадзором, и одна из причин этого – наличие лаборатории.
— Слово «кризис» в 2009 году в «Асконе» старались не произносить – и действительно, в отличие от многих компаний, здесь удалось не только сохранить квалифицированный персонал, но даже увеличить долю на рынке. С какими чувствами вы, как один из руководителей компании, смотрите в будущее сейчас, когда многие эксперты пугают новым, ещё более мощным витком кризиса и крахом всей мировой экономики?
— Любые прогнозы – дело неблагодарное, но собственное субъективное мнение могу высказать. Считаю, что говорить о новой волне кризиса не совсем правильно. Просто кризис 2008-2009 годов обнажил очень глубокие проблемы в мировой экономике, которые до сих пор остаются нерешёнными. И быстрое восстановление, которое продемонстрировали фондовые рынки – это не что иное, как «мыльный пузырь», надутый теми же финансовыми институтами. Мы действительно стали свидетелями новой экономической ситуации, и миру надо учиться жить немного по-другому, в соответствии со своими доходами.
События, которые произошли в Лондоне, революции на Ближнем Востоке свидетельствуют о том, что большинство стран уже не в состоянии обслуживать расходы, к которым привыкло их население. На мой взгляд, это и стало причиной финансовых колебаний на рынке. Но, думаю, это не приведёт к коллапсу мировой экономики или её глубокому падению. Хотя развитие её, скорее всего, замедлится, и не на год-другой.
Что касается «Асконы», то действительно, она оба кризисных года показывала рост продаж. При том, что рынок падал, мы просто увеличивали свою долю на нём. И даже при самом плохом сценарии, если рынок вновь начнёт сокращаться, наша компания, я уверен, будет продолжать рост. А вот насколько интенсивным он будет, зависит от многих факторов.
— Наверняка и от уровня команды, работающей в «Асконе»?
— Несомненно. Предприятие более 20 лет росло и развивалось и в результате достигло такого уровня, когда ему требуются топ-менеджеры высочайшего класса, способные управлять транснациональной компанией. Мы сегодня имеем возможность приглашать специалистов, занимавших ранее руководящие должности в таких известных международных фирмах, как «Нестле», «Данон», «Глория Джинс», «Нидан». Профиль деятельности этих предприятий отличается от «асконовского», однако бизнес-процессы во многом схожи, а опыт работы этих специалистов, их практика ведения бизнеса для нас очень важны. Сегодня «у руля» компании собралась поистине «золотая команда». Нововведения направлены на то, чтобы нашу продукцию выпускали грамотные, уверенные в себе, довольные своей зарплатой и гордящиеся трудом в «Асконе» рабочие, имеющие понятие о качестве, себестоимости и других важнейших принципах работы.
Войти в «золотую команду» могут многие. Опираясь на опыт многочисленных коллег из нашей компании и свой собственный, могу сказать, что «Аскона» — идеальное предприятие для человека, который хочет построить свою карьеру. Здесь, в отличие от многих других организаций, не «работают» связи и знакомства. Значение имеют только желание работать, учиться и показывать результат. Поэтому для умного и амбициозного человека вполне реально, придя в «Аскону» на рядовую должность, через 3-4 года войти в высшее звено управления компанией.