Поводом для встречи и беседы с директором фабрики «Сударь» Екатерины Степановой стала новость о партнёрстве швейной фабрики с транспортным колледжем в рамках нацпроекта «Профессионалитет». В ходе беседы круг вопросов расширился…
Каковы ожидания от нацпроекта «Профессионалитет»? Будут ли на фабрике свои модельеры?
Такие профессии, как модельер-конструктор и технолог швейного производства – высокая планка компетенции. Но это не умаляет значимости проекта «Профессионалитет». Мы ожидаем в качестве результата специалистов для работы на производстве. Потребность в кадрах у нас довольно высокая, да и приток молодёжи был бы не лишним.
Но если кому-то из учащихся колледжа, вовлечённых в проект, захочется реализовать себя как модельеры-конструкторы, они вполне смогут это сделать, но в пределах каких-то небольших ателье. Если есть желание и творческое начало, почему бы нет.
Вы сказали, о притоке молодых кадров на фабрику. Какова на сегодня потребность?
Сейчас на фабрике работает 300 человек, а потенциал – до 500. Это и есть ответ. Мы готовы принять на работу до 200 специалистов. У нас есть и рабочие места, и конкретные задачи. Сейчас «Сударь» сотрудничает с крупным производителем рабочей одежды – компания «Техноавиа». Это один из лучших в стране производителей рабочей одежды. Думаю, что увеличение сотрудничества с этой фирмой было бы выгодно и нашим партнёрам, и фабрике.
Как оценивают на фабрике риски из-за санкций Евросоюза?
Конечно, санкции осложнят жизнь. Сбыт продукции у нас всегда был исключительно в России. Лекала – наши разработки. Но надо признать, оборудование на фабрике импортное. Когда закупалась линейка оборудования, технолог приезжал на стадии внедрения – специалист с завода-производителя… При этом, итоговая продукция – это адаптированная версия. Дело тут не в качестве ткани или пошива. Вопрос не в том, что мы не подходим для Европы. Европа не всегда и не в полной мере подходит нам. Ведь даже итальянцам так и не удалось сшить костюм специально для русских. А у «Сударя» получилось! Мы делаем костюмы европейского качества, антропологически «заточенные» на русских мужчин, с их типами фигур и эстетическими запросами.
Что такое «антропология мужчины»? Это предполагает какие-то исследования?
Да, это массовые обмеры. Проводим их как для взрослых, так и при разработке детской одежды. Например, когда мы делали линию школьной одежды, специально выезжали в 21 школу и делали замеры, целыми классами. Это позволило построить правильную конструкцию.
Создание одежды – технологический процесс. Модельер и дизайнер – люди, которые рисуют эскизы… А воплотить этот эскиз в жизнь – это уже серьёзнейшая инженерная работа. Иначе они так и останутся просто рисунками, художественными нереализованными фантазиями.
На фабрике «Сударь» профессионально занимаются технологической реализацией дизайнерских разработок. Мы знаем, как это делается.
Как часто проводятся исследования фигур людей?
Фигур мужчин! О качественной перемене можно говорить примерно каждые пять лет. Допустим, 52-й ходовой размер – это одни показатели десять, пять лет назад и сейчас. Изменения – это не только время, но и география. Например, в Нижнем Новгороде мужчины в среднем выше на 5-10 см, чем мужчины во Владимире. В Краснодаре мужчины выше и шире, почти нет худощавых. В «Сударе» даже специалистов ориентируют на различные регионы. С каждой областью работает определённый человек, «заточенный» на соответствующую антропологию.
«Сударь» – это не только мужская, но и женская одежда. Данное направление будет развиваться?
Это останется, как имидж. Но приоритетом, думаю, не станет. Для того, чтобы говорить о выпуске женской одежды под собственным брендом, необходима отдельная команда, группа конструкторов и технологов. И ещё один альтернативный парк оборудования.
Мы для мужского пиджака специально заказывали пресс для обработки полочки пиджака под нашу конструкцию. Выпуклости этого пресса сделаны конкретно для нас. Отдельный пресс для выпуска женской одежды закупать мы не готовы.
Ещё момент. Женская одежда требует большого разнообразия в модельном ряде и тканях. Мужской костюм более консервативен, как в модельном плане, так и в плане использования тканей. Для нас это чёрные, тёмно-синие, цвет асфальта, классические оттенки делового мужского костюма. А женщина может потребовать любых оттенков, палитра должна быть широкой, даже если речь идёт о деловом стиле одежды.
Всё-таки «Сударь» был заточен на изготовление классической мужской одежды. Мы в этом действительно разбираемся и преуспели. Зачем пытаться делать что-то другое?..
Фабрика в этом году отмечает 70-летие. Коллективу и руководству удалось преодолеть немало кризисных периодов. Что помогало?
В России сохранились только те предприятия, где руководители воспринимали кризисы как вызов. И оставались верны профессии, преданы делу. Для «Сударя» это экс-директор Александра Ивановна Степанова. Благодаря её личному вкладу и заслугам мы сегодня продолжаем работать. Время доказало – усилия были не напрасны. Свою задачу вижу как сохранение традиций и дальнейшее развитие фабрики.
Какова судьба бренда «Venzano»? Вероятно, на сегодня это наиболее уязвимый участок?
Бренд, созданный в 2008 году как чисто европейская линейка, уже несколько лет назад начал вызывать определённые сомнения. Силуэт приталенный, суженный – скорее ориентирован на молодого потребителя. А себестоимость существенно выше классического «Сударя». То есть, молодые люди, которые ещё недостаточно зарабатывают, не могут себе позволить такой костюм. А более зрелые и состоятельные мужчины в такой модели уже не нуждаются. Не исключаю, что возьмём лучшее от «Сударя» и «Venzano» и появиться что-то новое.
P.S. В этом году швейное предприятие отмечает юбилей – 70-летие. Датой основания фабрики можно называть 14 января 1952 года, когда начало работу швейное объединение.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
На мужских классических костюмах фабрика специализируется с 1964 года. Несмотря на кризис в 90-е годы, компания продолжала работать на договорной основе с зарубежными партнерами из Великобритании, Швеции и Германии.
В сентябре 1992 году швейное объединение стало акционерным обществом «Сударь». На сегодня фабрика «Сударь» – это производство одежды в Коврове и сеть фирменных магазинов по всей России.
Специализация – по-прежнему, мужские костюмы. Однако линии женской и детской одежды на фабрике тоже есть.
К юбилею «Сударь» приурочил небольшую экспозицию костюмов, которые в разные годы изготавливали на фабрике. Выставка открыта с прошлых выходных в историко-мемориальном музею, который, кстати, на днях тоже отметил юбилей. Но это уже совсем другая история…
Фотограф Дмитрий Кулешов. Ещё фото в ВК-паблике GK