В Ковровском историко-мемориальном музее проходит очередная выставка из серии экспозиций. Это выставка от московской организации «АРТГИТ». В наш город привезли гравюры, отпечатанные в Западной Европе в XVIII-XIX веках.
Рисунки из глубины веков
В музее обращают внимание на то, что датировка связана именно с печатью гравюр. Сами рисунки (некоторые из них), были созданы ещё раньше.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Представлено 80 работ нескольких авторов. Творчество является разноплановым. Связало работы в единую экспозицию именно то, что все они являются гравюрами, то есть, оттисками.
Организаторы выставки отмечают, что выставка «Золотой век» является одной из самых масштабных ретроспектив в России.
«Это лучшие образцы западноевропейской гравюры XVIII-XIX веков. Более 140 изысканных гравюр из частных собраний. Это работы из Великобритании, Германии, США, Италии, Голландии и Австралии. Они демонстрируют яркое проявление удивительной творческой фантазии художников и высочайшего художественного мастерства граверов».
Для посетителей выставки работники ковровского музея проводят экскурсии по залам. В ходе осмотра гиды рассказывают как о представленных работах, так и об истории гравюры в целом:
«Появившаяся в XV веке, гравюра сразу заняла почетное место. Наряду с одновременным изобретением печатной книги и великими географическими открытиями. В силу относительной дешевизны гравюра, как новый вид искусства, чрезвычайно быстро набрала популярность. И востребованной. Она стала первой иллюстрацией в книге, сначала в виде ксилографии. Это гравюра на дереве. А затем и резцовой гравюрой на металле».
Сюжеты и стили
Сюжеты разнообразны, как и стили живописцев. Большая часть работ связана с библейскими сюжетами. Также в состав выставки входят гравюры с изображениями образов античной мифологии. Кроме того, пейзажи и даже портреты статусных персон.
Например, одна из работ – это портрет мецената. Портер написал Рембрант, чтобы рассчитаться за одолженные ранее средства. В рамках экспозиции представлено 25 работ великого голландца:
«Подлинным гением офорта стал Рембрандт. Он разработал свой специфический язык этого вида печатной графики. Автор определил его стилистику на века вперед. В его руках офорт сделался самой гибкой из гравюрных техник. Они способны передавать как тончайшие градации света и живописно-пластические качества композиции, так и эмоционально-психологические характеристики в его поздних листах на евангельские сюжеты. В работах достигается трагедийное звучание».
Из рассказа гида посетители выставки смогут узнать, что когда-то гравюры являлись аналогами современной полиграфической продукции. В прежние века эти изображения использовались на подарочных открытках, календарях и даже в рекламе той эпохи.
Авторы и гравёры
В аннотации к выставке рассказано об авторах изображений. Один из них – Альбрехт Дюрер:
«Величайшим мастером ренессансной гравюры стал Альбрехт Дюрер. Во-первых, он подхватил и развил все лучшее, что было достигнуто в немецкой графике. Во-вторых, автор обогатил её итальянским стилем. В-третьих, Дюрер по-настоящему поднял гравюру вровень с другими видами изобразительных искусств. Творчество Дюрера – это, во-первых, интеллектуальная мощь; во-вторых, духовная наполненность; в-третьих, богатство фантазии; в-четвертых, техническое совершенство. Его творчество не имело равных среди современников. Посетителей выставки впечатляют удивительные по драматизму работы Дюрера из серий «Большие страсти» и «Апокалипсис». Эти гравюры выполнены известным немецким художником и гравером Эртелем Каспаром Эрхардом в технике гравюры на дереве в 1856-1860 годах».
Организаторы выставки поясняют:
«Вслед за Германией гравюра становится уделом творчества великих голландцев. Начало XVIII столетия стало временем расцвета искусства гравюры и бума на иллюстрированные Библии. Их стали издавать частные типографии Амстердама и других городов. Они представляли собой альбомы гравюр в полный лист, подробно изображавших события Священной Истории. Сюжеты – от Сотворения мира до Апокалипсиса с краткими подписями. Одним из самых известных и амбициозных стал альбом гравюр «Фигуры из Библии». Альбом вышел в 1728 году и вобрал в себя самые совершенные работы за период с 1700 по 1728 годы. Славу альбому принесли выдающиеся художники и граверы. Выделяются следующие авторы. Во0первых, Герхард Хоет; во-вторых, Бернар Пикар; в-третьих, Джованни Ланфранко; в-четвертых, Шарль Лебрен и другие. Работы перечисленных авторов демонстрируются на выставке».
Английские гравюры
Стоит обратить внимание на английские гравюры из альбома «Истории Священного Писания». Альбом вышел в Лондоне в 1744 году и сразу стал бестселлером не только в Англии, но и во всей Европе.
В состав альбома входят работы художников эпохи Возрождения. Это следующие авторы. Во-первых, Рафаэль; во-вторых, Паоло Веронезе; в-третьих, Аннибале Карраччи; в-четвертых, Питер Пауль Рубенс; в-пятых, Джованни Ланфранко; в-шестых, Карло Чиньяни; в-седьмых, Ла Торнето, а также другие. Важная особенность подобных выставок. На каждой работе значится два автора – живописец и гравёр, который изготовил оттиск.
Их имена перечисляют авторы экспозиции:
«Франческо Бартолоцци, Франческо Новелли, Томас Милтон, Джеймс Хит, Уильям Бромли, Уильям Скелтон, Джеймс Фитлер, Жан Мари Делатре, Роберт Шипстер, Уильям Берн, Уильям Шарп, Джозеф Малдер, Андрис Ван Буйсен, Корнелис Хубертс, Авраам Блуа, Питер Слайтер, Гиллиам Ван Дер Гоуэн, Крайван Фонброн, Николя Пинг, Эдвард Рукер, Джеймс Хьюлетт, Клод Дю Бойсе, Луи Де Суругье, Симон Франсуа Равини, Жерар Ван Дер Гюхт, Натаниэль Парр, Симон Томассин, Луи Жерар Скотен, Джон Карвитам, Иоганн Себастьян Мюллер, Якоб Фолкема, Геррит Де Брон, Бальтазар Бернардс, Джон Ландсир, под резцами которых возникли не просто композиции на плоскости. Они стали подобны камеям, вырезанным в полудрагоценных камнях, где уверенность и четкость линий создали удивительно великолепный мир объёма и глубины пространства, наполненные всеми оттенками света, воздуха и движения».
Английская графика на выставке – это ещё и гравюры из всемирно известного цикла «Библия Маклина». Самое большое по размерам издание иллюстрированной Библии в нескольких томах. Проект пропагандировал “славу английской школы живописи и графики”.
Амбициозное издание
Об этом рассказывают организаторы выставки:
«Для издания «Библии Маклина» были специально разработаны новый шрифт и новый вид бумаги. Это стало самым амбициозным изданием, когда-либо произведённым в Великобритании. Лучшие художники и гравёры Великобритании были задействованы в проекте. Среди них члены Королевской академии художеств. Во-первых, сэр Джошуа Рейнолдс; во-вторых, Бенджамин Уэст; в-третьих, Филипп Джеймс Де Лутербург; в-четвертых, Мария Анна Ангелика Кауфман; в-пятых, Ричард Козуэй; в-шестых, Уильям Гамильтон; в-седьмых, сэр Питер Френсис Льюис Буржуа; в-восьмых, Томас Стотарт; в-девятых, Доменико Пеллегрини. А также, Уильям Арто и Ричард Уэстолл. Их работы демонстрируются на выставке».
Стоит отметить, что представленные гравюры находятся в собраниях ведущих музеев мира:
- во-первых, Собрание Национального государственного музея Нидерландов (Амстердам);
- во-вторых, Собрание Британского музея;
- в-третьих, Гравюрный кабинет Государственного художественного собрания Дрездена.
Также гравюры представлены крупнейших мировых собраниях:
- во-первых, Королевская коллекция Великобритании;
- во-вторых, Королевская Академия искусств Великобритании;
- в-третьих, Национальная библиотека Франции;
- в-четвертых, Национальная библиотека Австралии и других.
Сейчас эти шедевры графики доступны для просмотра ковровчанам и гостям города оружейников. Рекомендуем осмотреть!
Фото: Дмитрий Кулешов