Музей железной дороги

GK

Далеко не каждый ковровчанин знает о существовании в нашем городе Музея железной дороги. А существует он уже не много, не мало 10 лет. Мы встретились с его главным хранителем и основателем.


В свои 88 Бобохин Евгений Иванович достаточно бодр и активен. Рад каждому посетителю, зашедшему к нему в гости в музей. С неподдельным восторгом и энтузиазмом он ведет экскурсию. Сам Евгений Иванович участник Великой Отечественной войны. Более сорока лет проработал на железной дороге. С 1984г. ушел на пенсию в должности заместителя начальника по кадрам дистанции пути. Еще с детства увлекался фотографией. В годы своей работы много фотографировал. Пытался запечатлеть тяжелые будни своих коллег, а также все особенности тогдашней бурной жизни железной дороги.

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrovПодписывайтесь!


Идея создания музея назрела сама собой. Накопилось достаточно много своих фотографий. Часть снимков дал профком. Собирались экспонаты. Да и просто добрые люди согласились помочь. Первоначально музей ютился в небольших отведенных комнатках, принадлежавших вокзалу (на снимке на втором этаже). Подчас они были в аварийной состоянии, да и места не хватало.


И лишь этой весной в связи со 150-летием железной дороги музей расположился в большом помещении на первом этаже товарной конторы. «До сих пор с девчонками собираем материал. Закупаем на выделенные средства стенды, оформляем их фотокарточками. Девченкам кому 82, кому 63… Помогают, не отказывают», — рассказывает Евгений Иванович, являясь председателем Совета ветеранов.

Основная часть материалов и есть стенды с фотографиями разных лет. Среди них история: возникновения железнодорожной больницы, железнодорожного техникума, первой по всей Владимирской губернии железнодорожной школы, портреты строителей-основателей железной дороги Петербург-Москва и многое-многое другое.



Из истории станции Ковров

Город Ковров стал крупным промышленным центром после того, как через него прошла железнодорожная магистраль Москва — Нижний Новгород. Первый поезд проследовал 2 августа 1862 года. Помимо товарных поездов курсировал только один пассажирский поезд.

В сентябре 1865 года «Владимирские губернские ведомости» напечатали репортаж о посещении Коврова великим князем Михайлом Николаевичем (сын императора Николая I) с семейством. Ковровчане по такому случаю приготовили праздничный обед, который проходил в ресторане вокзала.

Здание вокзала в те времена было одним из крупнейших в городе. Представители городского и уездного «общества» приезжали на вокзал не только с целью путешествия, но и пообедать, узнать новости, почитать свежие газеты, провести время в первом своего рода Ковровском клубе.

В ночь с 16 на 17 мая 1913 года во время торжеств 300-летия царствующего дома Романовых ковровские жители встречали на станции вокзала российского императора Николая II. От здания вокзала до привокзальной площади в срочном порядке была сооружена деревянная лестница, которую местные жители долго еще называли «царской» (лестница просуществовала до 1980-х годов). Царь находился в Коврове всего несколько минут. На сохранившейся фотооткрытке виден вокзал, украшенный гирляндами и флагами. На центральной части здания — вензель «Н II А» — Николай II Александрович. На перроне в несколько рядов выстроились важные господа, солдаты, железнодорожники, мастеровые.



Со станции Ковров добровольческий отряд отправлялся на фронт гражданской войны 1918 года.
18 декабря 1941 года со станции Ковров на защиту Москвы был торжественно отправлен бронепоезд «Ковровский большевик», построенный на средства трудящихся г.Коврова. Десятки эшелонов с раненными прибывали на станцию прямо с мест Великой Отечественной войны, откуда их доставляли в городские госпитали.

К концу ХХ столетия население Коврова выросло до 160 тыс.человек. Старый вокзал устарел, стал безнадежно мал и тесен. 23 декабря 2003 года была запущена в эксплуатацию первая очередь железнодорожного вокзала. А 29 декабря 2005 года состоялось торжественное открытие второй очереди вокзала, где были созданы условия для пассажиров автотранспорта.

Но вернемся к нынешнему времени.

На этом фото видно как ведутся работы около переходного моста в конце нынешней ул.Социалистической (близ нынешнего старого кладбища). На переднем плане только что расширенная выемка. Видны пни свежесрубленных деревьев. Внизу вдоль железнодорожного полотна лежат старые рельсы и шпалы.


Разработка выемки железнодорожного пути.


А здесь запечатлены последствия аварии. 17 апреля 1867 года вода поднялась на 4 метра, в результате чего произошло обрушение двух пролетов моста. 11 мая был построен временный мост на плотах, по которому вагоны перевозили при помощи лошадей, а пассажиров — при помощи лодок. В день проходило порядка 300 вагонов.


Восстановительные работы на месте первого моста около водокачки. 1869 год.


Среди экспонатов можно увидеть инструменты железнодорожников для ремонта путей. Клещами сгнившую деревянную шпалу вынимали и вставляли новую под рельс.



Молотком в каждую шпалу вбивали костыль (в отверстия на фото), благодаря которому шпала крепилась к рельсам.

1524 мм. Ни больше, ни меньше. Именно такое расстояние допускалось при креплении. Зимой бывало пути поднимались бугром, когда влага скапливалась из-за плохого балласта. Домкратом приподнимали это место, чтобы сгладить бугор. Подкладывали под него обыкновенные карточки из фанеры. Весной карточки убирали, осенью заново подкладывали. Словом, работы хватало. Причем и женщины были задействованы. Вот уж не женское это дело — шпалы тягать.


Раньше даже была специальная должность — пролазчик-осмотрщик. Он проверял молоточком состояние рельс. Правда бывали и такие случаи, когда специально под рельс подкладывали напильник, из-за чего образовывалась трещина. В результате — людям работа, а ему — денежки в карман за «обнаруженную» неисправность.

А это стол дежурного диспетчера.



По телефонной связи диспетчер соединялась с нужными постами и говорила какие действия нужно произвести, стрелки перевести и т.д. Сегодня же диспетчер нажатием нескольких кнопок переводит стрелки. Да и вокзал смотришь почти пустой, редко когда происходят ремонтные работы. По установленным камерам дежурный наблюдает за всем, что происходит на путях и вокзале в целом.

А это макеты путевых знаков.



И еще несколько интересных фото (вокзал в минувшее и в наше время; из истории ж/д больницы) и несколько экспонатов. Все объять просто нереально.







Своих гостей хранитель музея встречает по понедельникам с 10 до 12 часов. Или можно заказать и согласовать экскурсию по телефону 5-84-47.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

Ковров – модель развала России

Следующий пост

Ковров 2012. День Победы

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: