Ветераны СВО из Ковровского района объяснили, как понимают Победу

Татьяна Горянина

Александр Меньшиков и Денис Яшнов летом этого года вернулись домой, в Ковровский район, из зоны СВО. Оба с ранениями. У Александра повреждение ноги, у Дениса ампутация. Однако их оптимизму, заряженности на активную жизнь, на деятельность – не занимать.

GK навестил их дома, в родном посёлке Достижение. О возвращении героев мы узнали от активистов автоклуба «Феникс», в котором Александр и Денис состоят. А ещё узнали, что с ними вместе воевал и продолжает военную работу небезызвестный ковровчанин Николай Тубаев. Интервью с ним было опубликовано несколько недель назад, а теперь – рассказывают его однополчане.

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrovПодписывайтесь!

Александр Меньшиков: «Я поехал в зону СВО в мае прошлого года. До середины августа были в учебке, а потом уже зашли «за ленту». А в этом году 1 апреля я получил ранение. Основная работа выпала на январь-февраль. Это постоянное нахождение на передовой. До этого в декабре даже в отпуск домой приезжал, были поездки, связанные с подвозом продуктов или перевозки людей. А с января были бои. Работа, главным образом, ночная. Для военного водителя это подвоз боеприпасов, вывоз раненых и погибших. К сожалению, потери есть. Это неизбежно, несмотря на длительную подготовку».

Сослуживцы

Сколько уроженцев Владимирской области было в Вашем подразделении?

Денис Яшнов: «Нас было всего трое. В том числе, Николай Тубаев, «Кальян», о котором GK недавно сообщал. Мы вместе втроём уезжали. Как видите, мы двое уже вернулись по ранению. Николай ещё там».

Чем Вы руководствовались, когда принимали решение пойти на СВО добровольцем?

Александр Меньшиков: «Мы опытные военные, да и жизненный опыт приличный. Думаю, что это правильно – воевать людям с опытом. Не хотелось бы доводить ситуацию до того, чтобы потребовалось привлекать совсем молодых неопытных людей. По сути, мы в зоне СВО боремся за их счастливое и мирное будущее. У меня за плечами опыт чеченской кампании, он пригодился. О причинах как таковых даже сложно судить, потому что для меня решение ехать на СВО было совершенно естественным и логичным. Дважды писал заявление здесь, во Владимирской области, но по различным причинам заявления отклонялись. Потом, когда мы с Денисом познакомились с Николаем Тубаевым, он предложил вариант влиться в уже сформированное подразделение. Мы отправлялись из Ульяновской области. Это подразделение, которое сформировано полностью из людей с приличным опытом участия в военных конфликтах, подготовленных и понимающих, как нужно действовать».

Год после приказа

Контракт подписывают на год. Что происходит далее? Много ли участников боевых действий принимают решение продлить контракт или ограничиваются годовым контрактом?

Александр Меньшиков: «Если нет ранения и всё в порядке, как правило, люди контракт продляют. Несмотря на то, что у меня повреждена нога, а у моего товарища Дениса ампутация ноги, мы всерьёз думаем о том, что готовы вернуться. Никто из командиров не принуждает кого-то задерживаться в зоне СВО. Это всегда личное решение. Но большинство наших боевых товарищей контракты продлевают. До победы».

С учётом Вашего опыта участия в Чеченской кампании, можете ли вы сказать, что на сегодня российская армия стала более организованной? Или всё по-прежнему?

Александр Меньшиков: «Не могу сказать, что на второй Чеченской был бардак. Поэтому и о том, как обстоят дела на СВО не буду говорить, что это кардинально иная ситуация. И тогда, и теперь были проблемы, были и примеры успешной работы. Всё зависит от конкретного подразделения. Нам с Денисом жаловаться было не на что. Во-первых, коллектив отличный, настоящие товарищи. Во-вторых, грамотные командиры. В-третьих, в плане обеспечения, тоже всё в порядке. Конечно, хотелось бы в большей степени материально-техническое обеспечение со стороны Минобороны. Но на сегодня дополнения, которые идут в рамках гуманитарных конвоев, дополнительная помощь техническими средствами, обеспечивают полную оснащённость».

Возвращение

Как обстоят дела с выплатами? Как известно, в период проведения Чеченских кампаний, проблемы с выплатами у военных были.

Денис Яшнов: «Вот в этом плане всё чётко. Все положенные средства перечисляются. И «боевые», и за ранения все выплаты производятся своевременно и в полном объеме».

Как вас встретила страна, когда Вы вернулись домой по ранению?

Денис Яшнов: «Тут надо разделять официальный уровень, о котором уже сказано – материальный. Отдельно – чисто моральная составляющая. Разумеется, родные и друзья встретили великолепно, тут всё отлично. Но, возможно, хотелось бы (это говорю не о себе лично, а в целом) большего внимания к тем, кто возвращается, со стороны местных властей. Например, то, что с Николаем «Кальяном», когда он приезжал в отпуск, встречалась глава города, это отлично. Очень приятно, что к нам проявило интерес СМИ, мы сейчас беседуем. Это не стремление к славе и популярности».

Важно

Денис Яшнов: «По-моему, важно, чтобы люди, которые находятся здесь, под мирным небом, должны получать достоверную информацию от первого лица, от тех, кто вернулся. Чтобы у всех ребят была возможность высказаться, рассказать, не только о проблемах, а именно передать ту атмосферу, объяснить, зачем и почему мы там воюем. Хочется обратную связь и одобрение получать от людей, которые в России видят спецоперацию только в теленовостях».

Александр Меньшиков: «Иногда тем, кто возвращается, помощь и поддержка требуется на уровне консультаций. Как правильно оформить документы, как найти себя в мирной жизни после ранения. В этом нам здорово помогают представители «Боевого братства» и фонд «Защитники Отечества». Мы очень благодарны, считаем, что общественники и представители фонда, ветеранских организаций сейчас делают очень большое и важное дело. Мне, например, сейчас помогают даже на уровне, как и где лучше снять аппарат Илизарова. Ведь после ранения реабилитация должна проходить в военно-медицинском учреждении, а не в ближайшей больнице. И тут иногда бывает непросто сориентироваться».

У вас есть опыт – положительный или отрицательный – обращения за помощью к местным властям?

Александр Меньшиков: «Пока не было никакого опыта, необходимости о чём-то просить местные власти у меня нет. Ну, разве что просто встретиться и побеседовать, об этом уже сказано. Я всего месяц дома, пока ощущаю себя в отпуске – до 2 сентября. Нет чёткого понимания, позволит ли здоровье вернуться за ленту. Очень хотелось бы вернуться».    

Вы считаете, что повоевать ещё придётся?

Александр Меньшиков: «К сожалению, повоевать ещё придётся. Останавливаться нельзя. Победа в понимании тех, кто находится в зоне проведения СВО, наверное, можно сформулировать так: когда до всех окончательно дойдёт, что Россию нужно уважать».

Наставник и подчинённый

Денис, это правда, что в мирной жизни Александр для вас наставник, а на СВО Вы были его командиром?

Денис Яшнов: «Мы с Александром отправились вместе. Я был командиром отделения, получается, что по возрасту моложе, а по званию – начальник. У меня путь от приезда в зону СВО до работы на передовой был очень недолгим, почти сразу отправился на передовую линию. Ранение в конце ноября. Решение об ампутации было принято сразу, спасать там было нечего. Операция прошла успешно, около полугода в госпитале. Нормальный бионический протез, привык. И я готов вернуться в строй».

Александр отметил, что хотелось бы больше внимания на человеческом уровне со стороны властей. Вы согласны?

Денис Яшнов: «Ну, тут надо отметить, что мы все – Александр, Николай и я – уходили не из Владимирской области. То есть, мы в здешних списках, получается, не значимся. Возможно, по этой причине, никаких специальных мероприятий и приглашений на приёмы мы не получили. На официальном уровне закономерно не знают о том, что мы приехали. Ничего тут нет такого обидного. Нам почести не нужны. Мы не для того за ленту ходили. Александр сказал о том, что властям надо больше интересоваться ветеранами и теми, кто вернулся из зоны СВО потому, что надо говорить о военной миссии. Наши рассказы, реальные истории, впечатления – это, как нам представляется, лучший способ объяснить другим, что воевать надо. Что на сегодня для всех российских мужчин это долг. То, что просто надо взять и сделать».

Фото: Дмитрий Кулешов, использованы фото из архива Дениса Яшнова и Александра Меньшикова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

Ковровчанин заплатил по коммунальным квитанциям под угрозой лишиться иномарки

Следующий пост

Прививочная кампания стартует во Владимирской области

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: