Может быть Ковров и не город больших возможностей, но вот городом, в котором жили, живут и будут жить очень талантливые люди, он является. Юрий Николаевич Синицын был одним из них.
Юрий Николаевич не коренной ковровчанин, он родился 7 апреля 1923 в Москве и провел там свои детские годы.
Однако, началась война и в 1941 году он с матерью был эвакуирован из столицы в поселок (а ныне город) Камешково. Там же маленький Юра пошел в 6й класс. Очень скоро он стал лидером среди сверстников, вступил в комсомол и был основным организатором начинаний с лозунгом «Все для фронта, все для Победы», основной целью которых был сбор теплых вещей для отправки на фронт.
Кроме гражданской позиции в эти годы начинает формироваться и другая, очень важная составляющая личности Юрия- он начинает писать стихотворения, а уже в 1943-1945 годах работает редактором и директором районного радиовещания, ответственным секретарем районной газеты «Знамя» и редактором фабричной многотиражки «Свердловка».
После войны, в 1946 году Синицын переезжаешь в Ковров. Здесь он поступает в Ковровский механический техникум, который в последствии заканчивает с отличием. В это же время он принимает активное участие в работе литературной группы «Рабочий клич», где знакомится с С. Никитиным, А. Шабалиным и другими литераторами, которые позже станут известными.
В 1947 году Юрий Николаевич едет на областное совещание молодых писателей. Руководителями секции поэзии которого были А.Твардовский и М.Луконин. Изучив произведения Синицына, Александр Трифонович отмечает, что у Юрия есть талант, но над ним нужно много и усердно работать. Такой отзыв мэтра поэзии не мог не повлияет на дальнейшую работу, юный поэт стал изучать теорию стихосложения и больше писать.
В 1949 году он поступает в Горьковский институт инженеров водного транспорта, на факультет кораблестроения. Во время учебы Юрий Николаевич поддерживал отношения с ковровской литгруппой, вступает в литгруппу при Союзе писателей СССР в Горьком, а также печатается в газетах «Ленинградская Смена», «Горьковская Правда» и других.
«Здравствуй, наш завод»- так называлась первая книга его стихов для детей, увидевшая свет. Она была напечатана в Владимирском областном издательстве в 1954 году. К 1964 году у Синицына вышло уже 7 сборников, в этом же году он первым из владимирских литераторов был принят в члены Союза писателей СССР (с 1991 Союза писателей России).
В это время он уже работает преподавателем технических дисциплин в родном энергомеханическом техникуме.
За заслуги в области советской культуры он, в 1984 году удостаивается звания Заслуженного работника культуры РСФСР. В период с 1958 и практически до конца своей жизни Юрий Николаевич выступает перед читателями- детьми дошкольного и школьного возраста, студентами, взрослыми людьми. Проводит великолепные творческие вечера, на которых не только читает свои стихотворения, но и рассказывает о писателях владимирщины и многом другом, слушатели всегда с большим интересом внимали его словам.
21 ноября 1999 года Юрия Николаевича не стало. Последние годы жизни были для поэта тяжелыми, его стихи не соответствовали жизни, которая текла за окнами. Они были искренними, добрыми, одухотворенными и входили в резонанс с окружающей действительностью. Кроме того, в стране был издательский кризис, что стало большой трагедией для литераторов. Поэтому в 1989 году выходит последняя из 18 книг писателя-сборник «На солнечной реке». К сожалению, мечта Юрия Николаевича о большой книге так и осталась только мечтой.
Однако, его прекрасные произведения любят и читают, а это возможность услышать живой голос поэта, протянувшийся через годы.
Зовут в дорогу поезда
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Порой промчится поезд мимо
Зеленой гибкою стрелой,
Как ветер лист, неумолимо
Подхватит сердце за собой
И унесет.
Придет тревога,
А с ней- неясная печаль.
И позовет тебя дорога
В еще неведомую даль.
А поезд, отстучав на стыках,
Как будто в чем-то укорив,
Уйдет.
И станет тихо-тихо,
Как в час рождения зари.
И ты к своим вернешься будням,
В привычный круг и дел, и дум.
А ночью вновь тебя разбудит
Его срывающийся шум.
Гудком протяжным отзовется
В каком-то зыбком полусне,
И снова сердце встрепенется
В тоске по дальней стороне.
Теперь уж не проси пощады,
Покой утерян навсегда:
Теперь решится только надо-
Куда, надолго ль и когда…
(Ю.Н. Синицын)